Известие о состоявшейся в столице Казахстана церемонии открытия главного государственного монумента «Казак елi», так бы и осталось без особого внимания мировой прессы, если бы не одна «маленькая» пятиметровая деталь. На центральном барельефе под названием «Президент и народ Казахстана» изображен первый глава независимой республики Нурсултан Назарбаев во время принятия им присяги.
Принявшие участие во всенародном торжестве спикер сената парламента Касым-Жомарт Токаев, аким Астаны Имангали Тасмагамбетов, депутаты, государственные и общественные деятели республики не скрывали верноподданнической радости – открывается памятник первому Президенту Казахстана.
Итак, свершилось. «Сбылась мечта идиота», - как говорили классики. Придворные лизоблюды, наконец-то, воспользовавшись поездкой президента в Турцию, взяли на себя грех – открыли ему памятник. Лиха беда начало, если их не разгонят, то вскоре все более-менее значительные населенные пункты и учреждения в Казахстане потребуют дать им монументальную возможность выразить свою любовь к Отцу нации.
Увы, история повторяется. Долго притворявшийся скромненький партийный функционер-коммунист, волею случая вознесенный на вершину власти, всерьез поверил, что он действительно Избранный Всевышним. Что казахский народ действительно любит его так, как расписывает правительственная пресса и как поют придворные подхалимы.
Как и всем серым бездарным личностям, ему хочется войти в историю любимцем и просветителем народа. Но поскольку в душе он ренегат, циник и прагматик, то понимает: надеяться на благодарность потомков - дело рискованное. Туркменбаши Великий - покойный лидер Туркменистана, в память о себе начал посреди пустыни рыть море. Конечно, Назарбаев, если он настоящий казах знал, что только три дела делают человеку честь: колодец, вырытый в пустыне; мост, проложенный через реку; дерево, посаженное у дороги. Но решил, наподобие египетских фараонов возвести себе при жизни огромную пирамиду, или, на худой конец, казахский Санкт-Петербург.
Этой пирамидой и стала Астана. Здания не вырастают из земли, как грибы. Строительство всех этих Зажигалок, Ведер и Байтереков было оплачено простыми казахами из своего кармана. И, между прочим, гениальные архитектурные идеи нашего президента весьма недешево обошлись казахскому народу. Любая постройка в акмолинской степи стоит двойных денег. Начиная с фундамента, сваи которого надо забивать на очень большую глубину, чтобы они достали до твердых пород.
Но возвести здание - это только начало трат. Простой пример - за удовольствие жить в этом бессмысленном городе жители платят двойные коммунальные тарифы, так как протопить квартиру в Астане стоит вдвое дороже, чем в Алматы.
Но настоящую цену грандиозной президентской «пирамиды» казахстанцы узнали только недавно, когда разразился мировой финансово-экономический кризис. У Казахстана внешних долгов оказалось на более чем 80% ВВП - 105 млрд долларов на 135 млрд долларов ВВП! Так что главные расходы еще впереди.
Однако, в то время, как человек, почувствовавший себя Великим Казахским фараоном, строил свою пирамиду, страна приходила в запустение. По данным ООН, около четверти 16 миллионного населения республики живет за чертой бедности. Теперь уже будущие поколения казахстанцев будут расплачиваться своим здоровьем и своими судьбами за не построенные больницы, школы, детские сады и институты, за разваленную медицину, за пришедшую в негодность инфраструктуру городов, за разоренную социальную инфраструктуру во всех других регионах Казахстана.
Вот такому человеку сегодня в центре его «пирамиды» поставили бронзовую мумию. Какова будете ее дальнейшая судьба, после прихода к рулю страны «второго президента Казахстана»? Сегодня Н.Назарбаев пока еще может контролировать народ и быть всесильным правителем своей территории, но ему неподвластно время. Он может и дальше воздвигать себе памятники и вписывать свое имя в учебники истории - но только на время своего правления.
Ни испугать, ни подкупить потомков так, как он делает это со своими современниками, бронзовые копии будут не в состоянии. И дай Аллах, если их просто тихо-тихо перенесут на отдаленное кладбище и на переплавку.
Еще никому не удавалось жить вечно. Подходит время, когда из скабрезных анекдотов и мемуаров вчерашних шутов мы узнаем самые мерзкие и пакостные «тайны назарбаевского двора». А если в них есть хотя бы процент правды, то тогда даже варварское уничтожение его изображений будет делом чести для вставшего с колен казахского народа.