Сначала ожесточенные столкновения, теперь страх. По сообщениям представителей узбекского населения юга Кыргызстана, власти производят задержания мужчин узбекской национальности без должного на то основания, причем многие аресты производятся в предрассветные часы.
В некоторых районах, по словам узбеков, за освобождение своих родных и близких им приходится платить выкуп. Сообщается также о гибели ряда людей в заключении.
По словам людей, живущих в районах компактного проживания узбеков в городе Ош, южной столицы Кыргызстана, они стали бояться наступления ночи. "Мы решили охранять наши улицы по ночам между 23:00 и 05:00 часами, чтобы поставить живой заслон на пути кыргызских войск и правоохранительных органов, которые врываются по ночам в наши кварталы и забирают наших сыновей, мужей, братьев", – сказала EurasiaNet.org 45-летняя жительница Оша Минура. Как и большинство других людей, говорящих о сложившейся в Оше обстановке межнациональной напряженности, она просила не называть ее фамилии.
"Около недели назад они обыскали наш дом и увели моего мужа. Они сказали, что нашли в кухне патроны, но это была чистая подстава. Мой муж – успешный бизнесмен, и он не принимал участия ни в каких массовых столкновениях, – говорит Минура. – Позже его отпустили, предварительно сильно избив. В результате нам пришлось заплатить за его освобождение 5 тысяч долларов, так как они знали, что он не бедствует и может заплатить хорошие деньги".
Представители местных правоохранительных органов отвергают подобные обвинения. "Ни военных облав, ни массовых арестов не проводится, – заверил EurasiaNet.org представитель пресс-службы ошского управления внутренних дел Замир Сыдыков. – По поступлению к нам информации мы проверяем отдельные дома и принимаем соответствующие меры. Информация о массовых злоупотреблениях – просто слухи, циркулирующие по городу".
14 июля правозащитная организация Human Rights Watch распространила подробный отчет о многочисленных необоснованных арестах, производимых в узбекских кварталах Ошской области с применением пыток и жестоким избиением арестованных. В документе отмечается, что ущемление прав граждан узбекской национальности происходит под предлогом официального расследования причин массовых столкновений, имевших место в середине июня на юге Кыргызстана.
По заявлению правозащитной организации, аресты узбекского населения носят "диспропорциональный характер". Ее представители предостерегают, что "дальнейшие необоснованные аресты и широкомасштабные злоупотребления, в том числе пытки, могут еще больше дестабилизировать и без того напряженную ситуацию на юге Кыргызстана".
"Как рассказал в интервью Human Rights Watch один представитель правоохранительных органов, он не хочет арестовывать этнических кыргызов из опасения, что это может спровоцировать новую волну насилия. Сотрудники в двух районах компактного проживания кыргызов сообщили Human Rights Watch, что кыргызов среди заключенных у них не имеется", – подчеркивается в докладе.
Сведения, предоставленные узбеками EurasiaNet.org, похоже, подтверждают выводы, содержащиеся в отчете Human Rights Watch.
32-летний узбек по имени Дилшод рассказал EurasiaNet.org, что милиционеры пинали и били его в живот до тех пор, пока он не начал мочиться кровью. Также, по его словам, ему также надевали на голову пластиковый мешок, не дающий дышать. "Во время массовых волнений [середины июня] я бежал из своего квартала [в Оше] и больше трех недель скрывался у родственников на окраине города, – рассказывает он. – Когда я 2 июля вернулся домой, около 3 часов ночи меня увела из дома группа кыргызских военных".
Вооруженные люди не предъявили никаких удостоверяющих личность документов, не предъявили никаких официальных обвинений, не заполняли никаких бумаг, рассказывает Дилшод. "Меня бросили в камеру, в которой было полно узбеков, включая юношей 14-16 лет. Для нас это был кошмар".
По словам Дилшода, им давали мало воды и еды, камеры были переполнены, а во время допросов к заключенным применяли пытки. "Меня допрашивали дважды. Они хотели, чтобы я признался в убийстве нескольких кыргызов и поджоге пары домов, но я все отрицал, – объясняет Дилшод. – Я сказал, чтобы они поговорили с моим отцом, который даст им все, что они попросят".
Дилшода продержали в заключении несколько дней, пока его отец не продал машину и не отдал вырученные деньги за освобождение своего сына.
"Одного из молодых людей в нашей камере забили до смерти. Его кыргызские мучители не поверили, когда он уверял их, что у него слабое здоровье. Его тело выбросили в одном из узбекских кварталов. Первым делом я теперь хочу уехать из этой страны", – говорит он.
Американские должностные лица выражают озабоченность в связи с нарушениями прав человека на юге Кыргызстана. "Главной долгосрочной задачей кыргызского правительства на данный момент является создание среди населения на юге страны атмосферы для примирения, для чего необходимо защитить права всех граждан", – отметил 14 июля старший советник администрации Барака Обамы по странам бывшего СССР Майкл Макфол, сообщает информагентство "Интерфакс".
15 июля Бишкек согласился дать добро на проведение международного расследования по факту июньских событий. Правда, детали по поводу того, как и когда будет проводиться это расследование, еще предстоит сформулировать. Местные обозреватели, как кыргызские, таки и узбекские, сомневаются в том, что расследование самих бишкекских властей будет носить прозрачный и справедливый характер.
"Я не думаю, что наши власти способны провести справедливое и честное расследование трагических событий, имевших место в Оше и Джалал-Абаде, – сказала EurasiaNet.org учительница Эльмира, представительница кыргызской национальности. – И я уверена, что они не позволят провести открытое и объективное расследование иностранцам, будь то из ОБСЕ, ООН или другой международной организации".
Eurasianet