Президентские выборы в Казахстане должны состояться только через два года, но политические страсти уже начинают накаляться.
Объявление одного из лидеров оппозиции, представляющего одно из национальных меньшинств страны, о намерении выставить свою кандидатуру на выборах 2012 года и стать оппонентом действующего главы государства Нурсултана Назарбаева вызвало бурю протестов со стороны националистов и вновь всколыхнуло полемику о национальном самосознании в многонациональном Казахстане.
Скандал разразился после того, как во время пресс-конференции 27 октября русский по национальности лидер незарегистрированной партии "Алга, ДВК!" ("Вперед, ДВК!") Владимир Козлов объявил о намерении баллотироваться на предстоящих президентских выборах. В ответ на это заявление активисты движения "Желтоксан-86" ("Декабрь-86"), присутствовавшие на пресс-конференции, принялись забрасывать выступающего яйцами, которые чуть не попали в Козлова и двух политиков, поддержавших его кандидатуру, Газиза Алдамжарова и Серикболсына Абдильдина, нынешнего и прежнего руководителей Коммунистической партии Казахстана, образующей с "Алга, ДВК!" политический блок "Народовластие".
Представители движения "Желтоксан-86" назвали решение Козлова баллотироваться на президентских выборах "оскорблением всему казахскому народу" и предостерегли его, что не следует "топтать их гордость". Двум участникам этой акции протеста были предъявлены обвинения в хулиганстве. Руководитель движения "Желтоксан-86" Гульбахрам Жунис была оштрафована на сумму около 100 долларов, а Талгат Рыскулбеков был задержан на семь суток. Казахи составляют 63 процента населения страны, а русские, крупнейшее нацменьшинство в Казахстане, 24 процента.
Козлов оспорил выдвинутую движением "Желтоксан-86" идею о том, что президентом республики должен быть лишь представитель казахской национальности. "Они сказали, что президентом страны должен быть казах и никто иной не имеет права даже заявлять о своем желании", – сказал он EurasiaNet.org, добавив, что представители движения, сорвавшие его пресс-конференцию, должны были понести более строгое наказание.
"Что касается нарушения ими законов и конституции Республики Казахстан, это гораздо более серьезно, потому что их заявления шли вразрез с требованиями конституции, причем с основными требованиями, что касается равенства всех граждан РК по национальному признаку и недопущения националистических требований", – сказал он.
4 ноября Козлов обратился в правоохранительные органы с заявлением, в котором просил возбудить в отношении активистов движения дело по факту нарушения ими конституции и разжигания национальной розни. В десятидневный срок власти должны теперь отреагировать на это заявление.
Связаться с Рыскулбековым и Жунис на предмет получения у них комментариев не удалось, однако 5 ноября Жунис пояснила свою точку зрения в интервью ИА Regnum: "Россия – это земля русских. Узбекистан – это земля узбеков. А Казахстан – это земля казахов!"
Отвечая на вопрос, как это сообразуется с конституцией Казахстана, в которой говорится, что любой гражданин Казахстана, отвечающий определенным требованиям – включая успешную сдачу экзамена по казахскому языку – может стать президентом, Жунис заявила: "Давайте не будем рассматривать Конституцию. А просто по-человечески взглянем на ситуацию. Никому не понравится, что кто-то оскорбляет твою землю. Мы - великая нация, великий народ. Неужели не родился еще казах, который мог бы возглавить свою землю, свой народ, свое государство?"
Стороннему слушателю это мнение может показаться радикальным, но Жунис выражает мнение, распространенное среди представителей определенных слоев общества, говорящих на казахском языке и выступающих за расширение роли казахского языка и культуры, но при этом не обязательно называющих себя националистами.
"Если говорить о конституции, то это, конечно, возможно [неказаху быть президентом], но наше общество не допустит, чтобы Козлов стал президентом, – сказал EurasiaNet.org на условиях анонимности один преподаватель казахского языка из Алматы. – У нас имеется множество националистов, но вопрос здесь глубже. Он – русский, и общество – казахский народ – будет против этого. Люди будут думать: мы казахи, зачем нам русский президент? Казахстану нужен казахский президент".
По мнению Козлова, люди, возражающие против его кандидатуры чисто из национальных соображений, составляют немногочисленное, зато громкое меньшинство. "Поддержки массовой таким идеям в обществе нет, – сказал он EurasiaNet.org, отметив, что его решение баллотироваться нашло поддержку у таких видных фигур, как Абдильдин и Алдамжаров, являющихся по национальности казахами.
Писатель Мухтар Шаханов, занимающийся пропагандой казахского языка и культуры, также считает, что никаких препятствий для кандидатуры Козлова не будет, если он будет соответствовать требованиям по знанию казахского языка. "Моя национальность – это мое личное дело", – сказал сам Козлов, пообещавший, что к 2012 году будет бегло говорить на казахском языке.
В этом деле замешаны и более глубинные аспекты, нежели язык, и один из ключей к ним заложен в самом названии движения "Желтоксан-86". Это одно из движений, названных в память о массовых протестах, имевших место в Казахстане в декабре 1986 года против назначения Москвой на пост руководителя советского Казахстана вместо тогдашнего Первого секретаря ЦК Компартии Казахской ССР Динмухамеда Кунаева человека со стороны, Геннадия Колбина.
Это был не первый случай, когда представитель неказахской национальности вставал во главе республики (так, например, на короткое время в 1950-ых годах таким руководителем был Леонид Брежнев), но назначение Колбина привело к всплеску исподволь тлевшего недовольства многолетней политикой советских властей. При советской власти казахи превратились в Казахстане в национальное меньшинство из-за голода 1930-ых годов и притока в республику представителей других национальностей. Казахский язык и культура при советской власти находились в задавленном состоянии.
Начавшиеся в Алматы и перекинувшиеся на другие города массовые акции протеста 1986 года, в которых приняли участие главным образом этнические казахи, были жестоко подавлены. В результате неустановленное количество человек погибли, другим были предъявлены уголовные обвинения. Многие потеряли работу и были отчислены из вузов. Среди погибших был и Кайрат Рыскулбеков, брат активиста Талгата, набросившегося на пресс-конференции с нападками на Козлова.
Воспоминания о тех декабрьских событиях по-прежнему живы в памяти, но другие участники массовых протестов 1986 года не разделяют тактики тех, кто забросал яйцами Козлова. Лидер движения "Жаса, азаттык!" ("Да здравствует свобода!") Жасарал Куанышалин обвинил их в дискредитации памяти участников событий 1986 года.
3 ноября Куанышалин вдохнул новую жизнь в столь рано стартовавшую президентскую гонку, объявив о намерении выставить свою кандидатуру на выборах в тандеме с Козловым. Это означает, что на финише наиболее успешный кандидат выйдет из гонки в пользу другого.
Обозреватели разделяют мнение, что кандидатуры Козлова и Куанышалина не имеют больших шансов на победу, поскольку оба они являются непоколебимыми противниками действующей администрации. Президент Назарбаев уже заявил о своем намерении выставить свою кандидатуру на переизбрание. Президент пользуется подлинной популярностью в обществе и, скорее всего, одержит убедительную победу. Правда, по мнению критиков, президентские выборы вряд ли будут свободными и справедливыми.
Сага эта, похоже, только начинается. Но, как писала 5 ноября газета "Деловая неделя", "шоу должно продолжаться, даже если финал известен всем!"
"Eurasianet"