Теперь Нурсултан Назарбаев может спать спокойно. Десятилетний судебный кошмар, в котором президент мог предстать перед мировым сообществом как банальный получатель откатов от крупнейших нефтегазовых компаний США, благополучно завершен.
До саммита ОБСЕ в столице Казахстана Астане осталось меньше недели. С каждым днем меры безопасности все усиливаются, и на время форума город должен превратиться в подобие осажденной крепости, куда и мышь не проскочит. Такое впечатление, что все антиглобалисты мира собрались посетить саммит, чтобы устроить массовые беспорядки и погромы. Впрочем, если бы даже такие планы у кого-то и были, то попасть в столицу Казахстана у них все равно не получится.
В дни встречи глав государств и правительств стран, входящих в ОБСЕ, столичный аэропорт закроют для регулярных авиарейсов. Наземный иногородний транспорт будет тщательно досматриваться при въезде. Все рынки и базарчики столицы закроют. Школьникам и студентам объявили о досрочных каникулах. Бомжей и прочих неблагонадежных товарищей отправят с глаз долой и от греха подальше за 101-й километр. Заодно с ними отправили в округа и парламентариев, чтобы не путались под ногами. Места, где могут оказаться члены официальных делегаций, будут перекрыты кордонами полиции, а местные жители смогут попасть домой только по спецпропускам. И в довершение, в отдельно взятом городе Астане первое и второе декабря объявлены выходными днями.
Естественно, саммит ОБСЕ рассматривается президентом Нурсултаном Назарбаевым как заключительный аккорд года и как важнейший имиджевый проект государства во внешней политике. К тому же, накануне встречи пришло радостное сообщение из США: федеральный судья Уильям Поли закрыл «Казахгейт».
Теперь Нурсултан Назарбаев может спать спокойно. Десятилетний судебный кошмар, в котором президент мог предстать перед мировым сообществом как банальный получатель откатов от крупнейших нефтегазовых компаний США, благополучно завершен. По этому делу можно не то что статью, а несколько книг написать. Нефть, газ, шпионы, разведчики, «откаты», первые лица государства, хитроумные схемы отмывания денег... там всего в избытке и всего хватает.
Суть «Казахгейта» проста. После развала Советского Союза Казахстан оказался владельцем безбрежных богатств: нефти, газа, урана, руды, редкоземельных металлов и так далее. Однако самостоятельно разрабатывать «подземные кладовые» казахам было не просто трудно, а практически невозможно. Не было ни денег, ни специалистов, ни оборудования.
Тогда на горизонте появляется Джеймс Гиффен, который очень быстро добился покровительства президента Назарбаева, получил казахский паспорт и стал посредником в переговорах между высокопоставленными казахстанскими чиновниками и американскими компаниями. С 1994 года компания «Меркатор», которой владел Гиффен, начинает плодотворно окучивать казахстанские нивы. В 1994–2000 гг. «Меркатор» получил от международных нефтяных компаний в общей сложности $137 млн за заключенные контракты. Из этой суммы, по утверждениям американских следователей, Гиффен перевел $78 млн в адрес министра нефтяной и газовой промышленности Казахстана Нурлана Балгимбаева и президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Кому сколько досталось, история умалчивает. По другим данным сумма взяток высшим сановникам Казахстана составила $84 млн. А Нурлан Балгимбаев впоследствии стал премьер-министром Казахстана.
Из тех сведений, что попали в открытую печать, следовало, что Гиффен и руководство Казахстана разработали весьма хитроумную схему. Например, деньги от Гиффена (читай – от американских компаний) в конечном счете, оказывались на счетах компании Orel Capital ltd., которая зарегистрирована на Британских Виргинских островах и принадлежит фонду Semrek Foundation. Этот фонд, в свою очередь, зарегистрирован в Лихтенштейне и контролируется, по данным американских прокуроров, родственниками президента Назарбаева.
В расследовании американских прокуроров фигурирует масса всевозможных фирм, кредитов, переводов средств на счета банков, упоминаются крупнейшие казахстанские месторождения «Карачаганак» и «Тенгиз», российский «Каспийский трубопроводный консорциум» и так далее. Все были довольны, компании получали выгодные контракты, Гиффен получал за эти контракты взятки от компаний, кое-что оставлял себе на старость, а часть переводил на счета сановников из Казахстана. За усердную работу его повысили, и он официально занял должность советника президента страны. Другими словами, это был хорошо налаженный процесс, если угодно – коррупционный бизнес. А деньги вместо того, чтобы попадать в бюджет Казахстана, оседали на секретных счетах. И уже затем использовались по назначению. Например, тратились на образование – на учебу дочери президента в университете Джорджа Вашингтона.
Но сколько веревочке не виться, а конец все равно будет. Сначала швейцарские власти начали изучать секретные счета, а потом подключились уже и правоохранительные органы США. Как на днях заявил в интервью швейцарскому телеканалу TSR экс-прокурор кантона Женевы Бернард Бертосса: «Мы имеем дело с человеком из подозрительной олигархии, находящейся у власти в стране, где коррупция, можно сказать, широко распространена». Однако власти Казахстана и Гиффен пытались замять это дело: мол, это суверенные счета Казахстана и не надо их трогать. Такие объяснения не прокатили.
Федеральная прокуратура США предъявила Гиффену обвинения в нарушении закона о коррупции за рубежом, который запрещает давать взятки для получения коммерческих контрактов за границей. Также бизнесмена обвинили в отмывании денег и уклонении от уплаты налогов. Затем начался долгий и мучительный процесс. Более семи лет прокуратура, госдепартамент, департамент юстиции, защита и суд «бодались» друг с другом и с ЦРУ. Защита Гиффена довольно успешно использовала тезис, что их подзащитный не коррупционер, замешанный в многомиллионных взятках руководству Казахстана, а патриот Америки, который выполнял «задания ЦРУ и других американских спецслужб». Защита требовала суд запросить секретные документы из ЦРУ, суд запрашивал, процесс переносился, спецслужбы отказывали, и так по кругу.
В конце концов, Джеймс Гиффен в начале августа этого года признал себя виновным в сущем пустяке и отделался легким испугом. Мол, «Меркатор» в далеком 1999 г. действительно приобрел два снегохода, которые были отправлены в Казахстан «одному из официальных лиц». Также Гиффен признал, что не отразил в своей налоговой декларации наличие счета в швейцарском банке. В результате, судья Уильям Поли поставил точку в этом громком коррупционном деле. Джеймс Гиффен заплатил 25 баксов за судебные издержки, а все остальные обвинения с него были сняты. Всем спасибо, все свободны!
Но дело здесь даже не в том, сколько денег заплатили американские компании, и на каких счетах эти деньги оказались. История, на мой взгляд, круче. Получается, что советник президента Казахстана Джеймс Гиффен долгие годы был шпионом и, соответственно, передавал ценную информацию спецслужбам США. Ведь выходит, что Гиффен – штатный или внештатный сотрудник ЦРУ.
Официально ЦРУ отказалось предоставлять суду документы, которые подтвердили бы, что Гиффен выполнял задания этого ведомства. Тем не менее, судья Поли, вынося свой приговор, заявил, что получил «доступ к сверхсекретным документам, которые, кроме него, никто не видел, и что эти документы серьезно обосновывают» утверждения адвокатов Гиффена. По словам судьи, после развала Советского Союза Джеймс Гиффен установил тесные отношения с Нурсултаном Назарбаевым и исполнял роль «важного источника информации для американского правительства». «При его посредничестве велись переговоры, имеющие огромное значение для национальных интересов США», – подчеркнул судья.
Какие сведения передавал агент, остается только гадать. «Он был единственным американцем, который имел долговременный доступ к самому высшему уровню руководства в регионе. Эти отношения, которые выстраивались годами, были разрушены в день ареста, и этому испытанию надо положить конец», – отметил в своей речи судья Поли. То есть то, что делал Гиффен, делалось с ведома и санкции властей США, и поэтому, согласно закону, он неподсуден.
В общем, все закончилось хорошо: судебный процесс завершен, Гиффен фактически оправдан, замечательный президент Назарбаев осчастливил своим посещением лиссабонский саммит НАТО, а впереди – судьбоносный саммит ОБСЕ в Астане. Впрочем, на мой субъективный взгляд, это еще не конец. Рано или поздно «Казахгейт» возродится в Казахстане. Как бы ни вмешивалась в процесс «большая политика», у этого скандала слишком большая казахстанская составляющая, чтобы можно было так просто закрыть не него глаза. Конечно, все тайное станет явным не при нынешнем президенте Казахстана. Но когда-нибудь это обязательно выплывет – это просто вопрос времени.
Текст: Сергей Расов
Slon.ru