Неожиданная и неуклюжая критика президента Таджикистана Эмомали Рахмона в адрес узбекского президента Ислама Каримова не вызвала никаких официальных комментариев из Душанбе или Ташкента.
«ДРАКА» ПРЕЗИДЕНТОВ
Во многих российских СМИ 10 декабря появилась информация о том, что президент Таджикистана Эмомали Рахмон откровенничал в этот день журналистам в Душанбе о своих сложных взаимоотношениях с президентом Узбекистана Исламом Каримовым.
Как сказал корреспондент Таджикской службы Радио «Свободная Европа»/ Радио «Свобода» Фарходи Мелод нашему радио Азаттык, с журналистами президент Эмомали Рахмон встретился в ходе обсуждения вопроса о строительстве Рогунской ГЭС, однако нашим репортерам не удалось попасть на данное мероприятие.
Судя по многим сообщениям, именно на этой встрече с журналистами президент Эмомали Рахмон критично высказался о своем узбекском коллеге Исламе Каримове. Сообщается, что в своей речи Рахмон упомянул о том, что несколько раз ругался с президентом Узбекистана и дело доходило даже до «драки».
Как сообщают несколько крупных российских изданий, Рахмон свои откровения говорил «не для печати», но в зале находилось около ста журналистов. Пикантные моменты заявления Рахмона дали почву для волны спекуляций в масс-медиа России и некоторых других постсоветских государств.
Например, московское издание «Дни.ру» сообщило такую деталь:
«В продолжение беседы с соотечественниками президент Таджикистана рассказал о своих спорах с Каримовым, которые, по его словам, несколько раз даже доходили до драки. "Я много раз с ним (Каримовым) спорил, два раза даже подрался, один раз нас Назарбаев разнял, второй раз Кучма (президент Казахстана и бывший президент Украины). И я сказал ему: "Самарканд и Бухару мы все равно возьмем!" – заявил Рахмон».
Отсутствие каких-либо комментариев со стороны Ташкента или Душанбе даже на второй день после скандала оставило место для многих спекуляций и слухов.
ПРИТЯЗАНИЯ НА ГОРОДА
Отметим, что в 1920 году советская власть отнесла города Самарканд и Бухару к территории Узбекистана. С тех пор между двумя странами существует проблема, так как многие в Душанбе считают эти города своим историческим и культурным достоянием.
Радио Азаттык обратилось за комментарием в МИД Таджикистана. Однако пресс-секретарь этого ведомства Давлат Назриев отказался комментировать данный вопрос.
Официальный Ташкент также хранит молчание в связи с резким заявлением таджикского президента. Со стороны узбекских чиновников не поступило ответного заявления.
Пока остается неизвестным, что именно могло послужить причиной для скандального высказывания президента Таджикистана. Ясно одно, что в последние годы узбекско-таджикские отношения, в частности политическая и экономическая обстановка между двумя странами, довольно натянуты.
ПОСЛЕДСТВИЯ РЕЧИ РАХМОНА
Комментируя этот вопрос, узбекский политолог Ташпулат Юлдашев говорит, что отношения Узбекистана с соседними странами достаточно запутанные. По его словам, в этом значительна роль узбекского руководителя Ислама Каримова и проводимой им политики. Однако, по его мнению, в ухудшении узбекско-таджикских отношений виноваты обе стороны.
- С другой стороны, нагнетает обстановку и Таджикистан. Не знаю, на самом ли деле Эмомали Рахмон говорил по поводу воссоединения с Таджикистаном Бухары и Самарканда. По крайней мере, появление в СМИ такой информации безусловно сыграет свою негативную роль, - говорит Ташпулат Юлдашев.
Отметим, что ухудшение отношений между Эмомали Рахмоном и Исламом Каримовым часто отражается в том, что после ссоры двух руководителей обычно закрываются государственные границы двух стран или Узбекистан отключает в холодную зиму Таджикистану электричество.
Узбекский политолог Ташпулат Юлдашев считает, что именно из-за такой политики двух президентов часто страдает обычный народ, что больше всего вызывает тревогу.
- Отношения двух стран ухудшились. Я не знаю, они войну хотят объявить друг другу? Узбекистан закрылся, как крепость. Ташкент, когда захочет, тогда и открывает свои границы с Таджикистаном. Передвижение обычных людей и транспортного груза ухудшается. Люди, проживающие в двух республиках, не могут попасть к родственникам даже на похороны. Думаю, что официальному Ташкенту и Душанбе стоит задуматься и прекратить войну в СМИ, так как все это может обернуться фатальными последствиями для обеих стран, - сказал Ташпулат Юлдашев.
Таким образом неуклюжее выступление президента Рахмона дало много пищи для спекуляций в прессе, для размышления аналитиков и некоторых опасений, что отношения Таджикистана и Узбекистана могут ухудшиться, что отразится и на других общих отношениях стран Центральной Азии.
Радио Азаттык