На радио Азаттык прошел круглый стол, посвященный личности Арона Атабека, который отбывает 18 лет тюрьмы за участие в Шаныракских событиях летом 2006 года. Речь шла онеобходимости освобождения политзаключенных.
ПРИГОВОР
В ноябре 2006 года Алматинский городской суд приговорил известного общественного деятеля и диссидента Арона Атабека к 18 годам тюрьмы за «организацию массовых беспорядков в микрорайоне Шанырак» и «убийство полицейского». Напомним, летом 2006 года там произошли столкновения местных жителей с полицией, в результате которых погиб молодой полицейский. Власти обвиняли жителей Шанырака в самозахвате земли и незаконном строительстве домов.
Трое товарищей Арона Атабека были отправлены за решетку на длительный срок. В частности, Курмангазы Утегенов - на 16 лет, Ерганат Тараншиев – на 15 лет, Рустем Туяков был приговорен к 14 годам тюрьмы. В казахском обществе отчасти сложилось мнение, что защитники Шанырака безвинно осуждены. Особое внимание уделяется личности Арона Атабека.
Арон Атабек впервые стал известен широкой общественности в 1980-1990-х годах, активно участвуя в движении «Желтоксан».
В настоящее время, находясь в неволе, Арон Атабек дает о себе знать публикациями в прессе, в которых он подвергает резкой критике правящий политический режим.
Кто такой Арон Атабек? Каково его место и роль в общественно-политической жизни Казахстана? Почему власти односторонне, однобоко воспринимают и оценивают его личность? На эти и другие вопросы попытались ответить гости «круглого стола» радио Азаттык.
В круглом столе принимают участие писатель, переводчик и публицист Герольд Бельгер, общественный деятель, культуролог, президент Фонда Мухтара Ауэзова Мурат Ауэзов, автор и режиссер фильма «Аллажар», общественный защитник в судебном процессе над шаныраковцами Калдыбай Абенов и юрист, адвокат Мекемтас Тлеулесов.
Модератор круглого стола - сотрудник радио Азаттык Султан-Хан Аккулыулы.
ПОЭТ-БОРЕЦ
Ведущий:
- Итак, что мы знаем о личности Арона Атабека? Каковы его роль и место в общественно-политической жизни Казахстана? Господин Бельгер, Вам слово.
Герольд Бельгер:
- Об Ароне Атабеке мне известно не много и не мало. Я думаю, что от природы это честный человек, борец за торжество истины. Все его действия, личностные качества, даже образ напоминают мне неутомимого и несломленного казахского батыра.
Такие качества всегда вызывали у меня огромный интерес. Я глубоко уважаю смелых людей, у которых поистине храброе сердце настоящего борца.
Я знаком с поэзией Арона Атабека. Раньше, когда он работал в журнале «Аманат», с удовольствием читал его произведения. С переводами Арона Атабека я тоже знаком. Высоко ценю его литературный дар. В стихах Атабека чувствуется дух борьбы.
Осуждение на длительный срок Арона Атабека мне непонятно и очень прискорбно. Таких людей в нашем обществе очень мало. Необходимо пересмотреть уголовное дело в отношении него и выпустить его на свободу.
Ведущий:
- Большое спасибо, Герольд-аксакал. Господин Ауэзов, давайте теперь послушаем Ваше мнение.
Мурат Ауэзов:
- Во-первых, позвольте согласиться с мнением настоящего казаха Герольда Карловича. Он дал глубокую и комплексную характеристику Арону. Я когда-то был одним из первых, кто читал стихи Арона.
Арон Атабек является не только поэтом, он ученый-исследователь. Прекрасно знает историю своего народа, древних тюрков, историю Тоныкока и Культегина. Арон перевел на русский язык ряд древнетюркских произведений.
Арона Атабека как общественного деятеля, поэта и ученого-исследователя, можно назвать видным представителем интеллигенции. У нас многие задаются вопросом: кого можно назвать интеллигентом? Например, я недавно внимательно прочитал произведения имама
Мурат Ауэзов, известный культуролог и писатель. Алматы, 9 июля 2009 года.
Газали. И вот мне запомнилась замечательная фраза, которая дает более точную характеристику личности Арона.
Итак, имам Газали говорит: «Кто учится и полученные знания применяет на практике, обучая других, в небесном мире таких людей называют величавыми. Этот человек подобно солнцу: своими лучами освещает путь людям».
Этими качествами обладает Атабек. Он очень храбрый и честный человек. Даже столь суровое наказание не сломило его дух, и он не свернул с выбранного пути. Арон всего себя посвятил борьбе за счастье своего народа.
Он долго искал пути возвеличения своего народа, боролся против произвола в микрорайоне Шанырак. Сегодня в Шаныраке наблюдаются улучшения, хоть и небольшие, но они есть. Я думаю, это результат упорной борьбы Арона и его соратников, которые не отступились перед мощной силой и защитили свой народ.
К сожалению, я слышал, что некоторые его соратники по борьбе не вспоминают о нем, позабыли его. Но мы, народ, одна среда. Поэтому нам нужно искать возможности облегчения участи Арона. Также необходимо издавать и распространять труды Арона.
Если мы, казахи, хотим занять достойное место в истории, мы должны защищать таких людей, как Арон, и тем более не забывать их.
Я бы хотел еще кое-что добавить. Вот сегодня я разговаривал с супругой Арона Жайной Айдархан. Она одна воспитывает двоих детей, у них нет собственной квартиры, а зарабатывает она на жизнь переводами с казахского на русский язык и наоборот. Моя внутренняя надежда на то, чтобы супруга Арона соответствовала его специфичному характеру, полностью оправдана. Жайна многое знает о том, что происходит с Ароном за решеткой.
По ее словам, Арон в течение последних трех месяцев содержится в штрафной зоне колонии строгого режима в селе Каражал Карагандинской области. Арону приходится нелегко, у него нет теплой одежды. Но он не сдается, не падает духом. Мы не полностью
Тоталитарная система старается не оставлять в живых таких людей, как Арон. Делаются попытки уничтожить их.
избавились от нашего тоталитарного прошлого. Тоталитарная система старается не оставлять в живых таких людей, как Арон. Делаются попытки уничтожить их.
Я думаю, если мы живем в здоровом обществе, то мы не должны ни на минуту забывать о ситуации вокруг Арона. Мы должны не только сидеть и давать оценки Арону, но и бороться за него. Если мы в мыслях и в душе потеряем Арона, мы будем потеряны для самих себя.