Акции с угрозами самосожжения набирают темп. Некоторые от угроз уже переходят к делу. Есть первые жертвы. Что заставляет людей пойти на такой крайний шаг, как самосожжение?
САМОУБИЙСТВО – ЭТО КРАЙНИЙ ВИД ПРОТЕСТА
Все те, кто в последнее время заявляли об угрозе самосожжения (а некоторые уже совершили акт), вполне нормальные люди. Психически больных среди них пока не зафиксировано. Тогда почему же человек, находясь в здравом уме и рассудке, заявляет на весь мир, что готов лишить себя жизни таким страшным путем? Чего этим добивается? Попробуем дать ответ в рамках одной статьи. Хотя вопрос достаточно непростой.
Психологи могут сказать, что всякий вид самоубийства или физического увечья – это всегда знак протеста. При этом – самый крайний его вид. Знак протеста против произвола, насилия, издевательства, потери здоровья, финансового банкротства и прочее. Просто так никто не лишает себя жизни. Разве что психический больной. Но мы сегодня говорим об адекватных людях.
Итак, в свете дня мы постараемся ответить на два вопроса: против чего протестуют казахстанские самосожженцы и почему они выбрали именно этот вид самоубийства, а не какой-либо другой.
ОПЫТ ИСТОРИИ
Самоубийц и в древности, и в средние века хватало. Но тогда, как говорят об этом летописи, в основном люди вешались, топились, стрелялись, прыгали со скалы, травились ядом, резали вены, вспарывали животы. Но самосожжением не занимались. Разве что религиозные фанатички средневековой Индии, которых секта обязывала сопровождать в загробный мир преждевременно усопшего мужа. И ритуал требовал от них только самосожжения.
Других свидетельств добровольного самосожжения нет. То, что испанско-католическая инквизиция за полтора века сожгла на костре более 30 тысяч человек, к нашей теме не относится. Среди сгоревших заживо, говорят, не было добровольцев.
Почему же люди времен средневековья, более крепкие духом (так уж принято считать), в отличие от нас, сегодняшних, не сводили счеты с жизнью путем самосожжения? Ответ, наверное, кроется в следующих объяснениях.
Во-первых, сжигание на костре, ассоциировалось с божьим наказанием. На костре, как правило, сжигали ведьм, религиозных отступников, еретиков, гомосексуалистов, иногда прокаженных. Считалось, что таким видом наказания, очистив их души, их прямиком отправляют в ад. Самоубийцы же не хотели попадать в ад.
Во-вторых, этот процесс был слишком болезненным, тяжким, нежели другие виды самоубийства. Если бы во время самосожжения кто-либо случайно потушил огонь, то самоубийца долго страдал бы от ожогов. Люди хотя и не боялись смерти, но не хотели испытывать лишних телесных мук, страданий. Современная наука давно изучила этот феномен.
В-третьих, тогда не было в обилии бензина и других горючих материалов. Между тем собирать огромное количество дров было хлопотно, и соседи могли догадаться, к чему готовится бедолага.
ОПЫТ СОВРЕМЕННОСТИ
Получается самосожжение на сегодня входит в моду благодаря обилию горюче-смазочных материалов? Но только ли благодаря бензину мир обязан всплеску этого вида самоубийства? Здесь надо отметить, что казахстанцы не первооткрыватели в этом виде сведения счетов с жизнью. Об этом говорит обилие фактов из мировых сводок.
Если Европа помнит имена двух чешских студентов, сжегших себя в знак протеста против советской оккупации 1968 года, то на просторах бывшего Советского Союза самосожжение носит форму чаще всего социального протеста. Приведем лишь некоторые из них за последнее время:
«Февраль 2007 года. Перед зданием правительства Армении неизвестный мужчина совершил акт самосожжения».
«7 декабря 2007 года на территории Таштюрьмы (Узбекистан) работающая инструктором по воспитательной работе в звании капитана МВД Нина Шестопалова облила свое тело бензином и подожгла его, оставив записку, в которой сообщала, что до самоубийства ее довел начальник тюрьмы Эркин Комилов».
«Февраль 2009 года. В Тегеране (Иран) мужчина покончил с собой, совершив самосожжение у здания парламента Ирана. Таким образом он выразил протест против равнодушия к его проблемам со стороны депутата парламента».
«Июнь 2009 года. Житель Батуми (Аджария) попытался сжечь себя из-за потери работы. Как сообщили в правоохранительных органах города, инцидент произошел накануне. Мужчина облил себя бензином и попытался совершить акт самосожжения, но благодаря вмешательству прохожих его удалось спасти».
«Июнь 2009 года. В Москве предотвращен акт самосожжения. В понедельник в Восточном округе
столицы сотрудники милиции предотвратили попытку самосожжения, сообщил начальник управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Виктор Бирюков».
Можно еще долго продолжать список самосожженцев из разных, но в основном постсоветских и азиатских, стран. Но мы завершим этот перечень казахстанским фактом. Радио Азаттык уже писало об этом печальном случае.
«В реанимационном отделении областной больницы в Атырау вчера (26 мая 2009 года) поздно вечером умер 52-летний житель пригородного села Акжар Кабидолла Шолаков, который накануне поджег себя перед зданием областной прокуратуры. Кабидолла Шолаков поджёг себя в знак протеста против итогов следствия в отношении его 18-летнего сына».
Все эти трагические факты объединяет то, что люди в поисках справедливости или для решения социальных вопросов обращались во властные или силовые органы, но их никто не слушал. Они не просто хотели покончить с собой, но прежде всего – быть услышанными.
Как, наверное, заметили читатели из приведенных фактов, акты самосожжения происходят в основном в тех странах, где политическая система автократическая или же демократические нормы больше декларируются, нежели работают. И еще. Всех этих людей в их горе «объединил» бензин, как лучшее и эффективное горючее средство, по их мнению, для решения вопроса.
УГРОЗА САМОСОЖЖЕНИЯ В ГОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА В ОБСЕ
Итак, мы пришли к выводу. Все те, кто занимается самосожжением или грозится им, на самом деле не хотят умирать. Они хотят, чтобы их услышала власть. Их поступок – это крик души. Если бы они захотели просто умереть, то избрали бы более легкий, менее болезненный способ: современные достижения техники и медицины предлагают для этого широкий выбор.
Именно бензин дает им шанс показать власти, что они не просто пугают, но серьезно намерены осуществить задуманное, если их вопросами не займутся в срочном порядке.
Вернемся к гражданам Казахстана, которые грозятся самосожжением, если их требования не будут выполнены.
Наше радио Азаттык уже рассказывало обо всех тех мытарствах, которые пришлось пережить бывшему алматинскому бизнесмену Тахиржану Ахметову. Он в поисках справедливости три года обивал пороги судебных органов, устраивал пикеты. В конце концов, отчаявшись, принялся за членовредительство. Вначале отрезал себе мизинец, а затем попытался отрезать безымянный палец, но неудачно.
И при этом Тахиржан Ахметов на руках имеет судебное решение в свою пользу, но администратор судов Алматы просто их игнорирует. Даже требование администрации президента Казахстана срочно решить проблему Тахиржана Ахметова не возымели действия на судебные органы Алматы.
Как же быть в этой ситуаций Тахиржану Ахметову? Выход он видит в одном: в 2010 году, когда Казахстан вступит в председательствование в ОБСЕ, он устроит публичный акт самосожжения.
- У меня уже нет больше сил бороться с этой системой. Только актом самосожжения я добьюсь результата. Иначе меня не услышат, - говорит Тахиржан Ахметов
КАК ДОБИТЬСЯ СВИДАНИЯ?
Сара Сагындыкова, супруга Талгата Кыстаубаева, арестованного в конце мая охранника бывшего президента национальной компании «Казатомпром» Мухтара Джакишева, вот уже третий месяц не может добиться свидания с мужем. Она уже пережила сердечный приступ, обивала пороги всех эшелонов власти, но никто ее не слушает.
И как ей быть в такой ситуации, когда ей отказано в элементарной справедливости: простом свидании с мужем? В то же время власти разрешают Мухтару Джакишеву видеться с супругой. Между тем именно его власть обвиняет в превышении служебных полномочий и коррупции.
Почему-то больше наказывают рядового охранника, спрашивает его жена, который не имеет никакого отношения к финансовым делам своего шефа. «Где тут логика, где элементарная справедливость?» - возмущается Сара Сагындыкова.
Что остается в этой ситуаций делать Саре Сагындыковой? Она грозится актом самосожжения, если ей не дадут свидания с мужем, о судьбе которого вот уже третий месяц ей ничего не известно.
ГДЕ ЖИТЬ?
Житель алматинского микрорайона Дархан Айдар Сайдеков 29 июля этого года облил себя бензином и пытался поджечь себя. Он хотел предотвратить принудительное выселение его вместе с семьей из домика, который властями признан незаконно построенным. Он тоже пытался убедить судоисполнителей, что его семье негде жить. Но его не стали слушать. Тогда он решил, что есть только один выход: облить себя бензином.
- Власть намерена выбросить меня и мою семью на улицу. А где тогда будет жить моя семья? На мусорной свалке? – спрашивает Айдар Сайдеков.
Корреспонденты нашего радио Азаттык обратились к общественным деятелям, некоторым политологам, чтобы узнать их мнение относительно такого факта, как рост угроз самосожжения.
В основном их мнения были едины. Все они объясняли это кризисом власти. И еще. Они уверены, что количество недовольных людей год от году будет только возрастать, пока власть не повернется к народу лицом и пока не установится многопартийная, подлинно демократическая система.
А вы что думаете, уважаемый читатель?