«Личная харизма и огромный международный авторитет главы нашего государства» стали определяющим фактором при выборе Казахстана на пост председателя ОБСЕ в 2010 году. Таким «знаковым» заявлением отметил Канат Саудабаев свое назначение на пост министра иностранных дел.
Независимые политики и политологи, комментируя эти возношения, выразили мнение, что подобные откровенные чествования президента могут еще больше...навредить имиджу Казахстана.
«Избрание Казахстана на пост председателя ОБСЕ в 2010 году стало объективным признанием, высокой и справедливой оценкой достижений в социально-экономическом и общественно-политическом развитии нашей страны под выдающимся лидерством нашего президента, важного вклада нашей страны в обеспечение региональной и глобальной безопасности. При всей важности этих объективных факторов особую роль сыграли личная харизма и огромный международный авторитет главы нашего государства», — безапелляционно заявил новый глава внешнеполитического ведомства, открывая первое заседание госкомиссии по вопросам председательства РК в ОБСЕ.
Мы попросили прокомментировать это утверждение главы МИДа казахстанских политиков и политологов.
Хвалить — значит вредить?
По мнению заместителя председателя Общенациональной социал-демократической партии Амиржана Косанова, если в 16-миллионной стране кроме харизмы одного гражданина в лице президента нет ничего такого, за что бы уважало эту страну международное сообщество, — это бедная страна, которая обречена.
- У меня вызывает вопрос: не навредит ли имиджу страны подобная риторика министра иностранных дел, произнесенная на международной арене, где происходят цивилизованные смены президентов, существует оппозиция к любой власти?! Как эта речь будет соответствовать общему демократическому настрою ОБСЕ? — недоумевает политик.
Кроме того, г-н Косанов считает, что точка в вопросе «Казахстан — ОБСЕ — 2010» еще не поставлена.
- Я уверен, что во время председательства страны в ОБСЕ последняя волей неволей будет самым пристальным образом следить за ситуацией в Казахстане, в том числе и с правами человека, свободы слова и демократии. Мы еще увидим новости, когда политики разного ранга будут достаточно объективно оценивать ситуацию в Казахстане. Просто сейчас, видимо, у них руки не доходят, — предположил он.
Как полагает политик, председательство в ОБСЕ — это такой внешнеполитический «успех» для внутреннего пользования. Общественность и рядовые граждане вряд ли знают, кто сейчас является председателем организации.
- Любая страна может стать председателем, а наши власти из такого шага сделали такой фетиш, как будто это такое великое достижение для страны. Ничего подобного! — заключил зампред ОСДП.
Иного мнения придерживается директор центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев, по мнению которого здесь, скорее всего, сыграл фактор не столько авторитета президента, сколько те или иные действия в рамках двусторонней дипломатии. Особенно так называемой энергетической дипломатии.
- Как мы знаем, ярыми противниками председательствования Казахстана в ОБСЕ были в 2006 году США и Великобритания. Казахстанским властям понадобилось буквально несколько лет поработать в том или ином направлении, и особенно энергетическом, чтобы решить вопрос в положительную сторону, — отметил г-н Чеботарев.
«Пуленепробиваемый» Канат
Как отметил политолог Досым Сатпаев, выражения подобного рода, по крайней мере из уст Каната Саудабаева, звучали часто. Это, по мнению политолога, вообще всегда сильно отличало Саудабаева от других представителей казахстанской политической элиты.
- Конечно, многие подчеркивают значимость главы государства, но чтобы так откровенно возносить его на пьедестал! При этом все же понимают, что международная общественность к подобным заявлениям отнесется с определенной усмешкой, — уверен эксперт.
По мнению г-на Сатпаева, не стоит забывать, что Саудабаев был назначен на пост главы МИДа, когда его предшественник Марат Тажин, по сути, всю черновую работу уже сделал. Теперь вступил в дело Канат Саудабаев, который славится абсолютной невосприимчивостью к критике и постоянной демонстрацией своей верности Назарбаеву.
- Вся критика, возмущения и гнев, которые будут адресованы в сторону Казахстана, будут как об стенку горох. То есть он абсолютно пуленепробиваемый в этом плане человек, — охарактеризовал нового главу МИДа Досым Сатпаев.
Руководитель организационного комитета по созданию Народной партии «Алга!» Владимир Козлов более резок в оценке выступления министра иностранных дел:
- Пусть глава государства хоть когда-нибудь поучаствует в предвыборных дебатах, в прямом эфире, и тогда мы поймем про его харизму и про все остальное, — предложил политик. — А пока что он как идол для всего народа, который его знать не знает, видеть не видел, только судят о нем по официальной пропаганде и словам таких вот чиновничьих деятелей.
...И только один из всех опрошенных нами политиков согласился с высказываниями Каната Саудабаева — заместитель председателя партии «Адилет» Серик Абдрахманов.
- Действительно, президент Назарбаев пользуется авторитетом в Центральной Азии. Он — наиболее признаваемый лидер, так что мне добавить нечего, — прокомментировал выступление министра Абдрахманов.
«Личная харизма и огромный международный авторитет главы нашего государства» стали определяющим фактором при выборе Казахстана на пост председателя ОБСЕ в 2010 году. Таким «знаковым» заявлением отметил Канат Саудабаев свое назначение на пост министра иностранных дел. Независимые политики и политологи, комментируя эти возношения, выразили мнение, что подобные откровенные чествования президента могут еще больше навредить имиджу Казахстана.