Что делать русским в Казахстане?

duvanov sЧто делать русским в Казахстане? Этот вопрос возник после обретения Казахстаном независимости. И каждый русский казахстанец так или иначе задавал себе этот вопрос. Но не все смогли на него ответить.

 

Кое-кто, недолго думая, попросту уехал — с ними все ясно, Бог им в помощь! Другие, ревностно относясь к вопросу своей русскости и очень болезненно реагируя на происходящую казахизацию государства, подстраховались, получив российское гражданство, и живут, как жили, с тревогой смотря в будущее. Третьи, особо не заморачиваясь вопросами своей этничности, просто живут, надеясь, что на их век спокойствия хватит, а там хоть трава не расти. И, наконец, четвертые, которые принципиально считают Казахстан своей Родиной и поэтому ведут себя как полноценные граждане, активно участвуя в судьбе страны.

 

Не потому что русские, а потому что конкуренты

 

Как видим целый спектр попыток ответить на вопрос: «Что делать русским в Казахстане». В целом же удручающая картина, свидетельствующая о квартирантских настроениях большинства проживающих в Казахстане русских. Уточним, квартирантских с точки зрения гражданского самосознания и участия в общественно-политической жизни страны. Сегодня социально-политическая жизнь — это удел казахов. В политике русских практически нет. И это притом, что в городах (где, собственно, и творится политика) в целом сохраняется паритетность русских и казахов.

 

Участие русских в экономической жизни куда представительнее. Но успехи в бизнесе не есть показатели высокой гражданственности. Преуспевающие русские бизнесмены нацелены на получение прибыли, и их в меньшей степени интересуют вопросы личной гражданской идентификации, а уж политики они сторонятся как черт ладана. Таким образом сложилась ситуация, когда русские, составляющие примерно половину городского населения, широко представленные в производстве, бизнесе, экономике образовании, науке, здравоохранении, практически не представлены в политике и очень слабо в общественной жизни.

 

Это при том, что русских из этой сферы никто не вытеснял — они сами туда не идут, добровольно отдавая право «рулить» в государстве и обществе казахам. И при этом периодически раздаются стенания по поводу зажима русских, вытеснения их из власти и бизнеса. Да, зажим и вытеснения есть, но с одним уточнением — этнических русских вытесняют не потому что они РУССКИЕ, а в первую очередь потому что они КОНКУРЕНТЫ.

 

Их вытесняют в рамках борьбы за лучшее место под солнцем, когда конкуренты работают локтями, не особо заморачиваясь о правилах и честности достижения своих карьерных и экономических целей. Слабый, не имеющий связей, без протекции, как правило, проигрывает — его вытесняют, он теряет должность, у него отбирают бизнес, и если ты при этом русский, то при желании это можно представить как притеснение на этнической почве. Но если ты казах — это уже воспринимается как банальное рейдерство.

 

При этом в нынешней борьбе за лучшее место под солнцем не исключается и использование такого козыря, как этническая принадлежность — тут все средства хороши. Такова суровая правда эпохи первоначального накопления капитала. Не понимающие этого уходят в небытие, адаптировавшиеся к этому демонстрируют успехи и преуспевание.

 

Негласный договор с властью

 

Отдельная тема — взаимоотношения русских и нынешней власти. Можно сказать, что объективно между русскими и властью существует негласный договор: русские поддерживают власть, в обмен власть сохраняет сложившийся в Казахстане баланс этнических интересов, предусматривающий их относительно беспроблемное проживание в Казахстане именно в качестве русских.

 

Данное негласное соглашение предполагает отказ русских от любых политических претензий на власть в Казахстане, и их лояльность (на уровне общественных организаций) к существующему политическому режиму. Отсюда в общественном сознании сформировалась установка - править страной могут только казахи. Все это, помноженное на болезненное отношение казахов к любой интернационализации власти, в принципе исключает возможность казахстанского Обамы. И, как следствие, — уход русских из политики, из активной общественной деятельности. В целом мотив такого ухода звучит так: «Делайте, что хотите, только не трогайте нас».

 

Понятно, что такого рода страусинная политика чревата самыми плачевными последствиями — эта власть не вечна. Завра к власти могут прийти другие, которые откажутся выполнять условия нынешнего негласного договора. Что тогда делать? Как отстаивать свои интересы, если политика отдана на откуп казахам?

 

На мой взгляд, в нынешних условиях, когда национал-патриотами ставится вопрос переформатирования внеэтнического государственного устройства Казахстана в чисто этническое, очень нужно становиться полноценными казахстанцами. Полноценными в смысле своей определенности, что это твоя Родина, что ты будешь здесь жить всегда и в силу этого активно участвовать в жизни своей страны. Нельзя, сидя на чемоданах, требовать к себе полноценного отношения как к гражданину. Пока ты квартирант, к тебе будет отношение как к квартиранту.

 

Это очень логично. Как можно иначе относиться к казахстанцу, который имеет российский паспорт? И дело не в том, что это запрещено законом, тут важнее моральная сторона: наличие такого паспорта или сидение на чемоданах с точки зрения гражданственности — это, что называется, одна нога здесь, а другая там. О каком патриотизме здесь может идти речь?

 

Известно, что во многих странах двойное гражданство является нормой, и никто не видит в этом криминала или чего-то аморального. В принципе я тоже не вижу в этом ничего предосудительного, но проблема в том, что мы проживаем в полиэтничной стране, возникшей всего двадцать лет назад. В стране идет сложный процесс формирования единой гражданственности. Из казахов, русских, уйгуров, корейцев, немцев, татар и прочих этносов формируется нечто единое в своей гражданской самоидентификации, что Конституция страны определяет, как «народ Казахстана». Нынешняя Конституция Казахстана однозначно определяет внеэтничную государственность. Нет в ней и намека на титульных и диаспоры — все равны в гражданстве.

 

Но гражданство — это не только запись в паспорте, это внутреннее осознание своей причастности к общему, имя которому Казахстан. Для того чтобы это осознание вызрело, нужно время плюс грамотная государственная политика, исключающая этническое противостояние. Предполагается, что государство станет плавильным котлом, а не сепаратором, разделяющим граждан на титульных и диаспоры.

 

Очень принципиально, чтобы смысл термина «гражданин» стал ясным и понятным для каждого. Важно исключить двойственность его понимания, потому что в противном случае это может разделять людей, вселять в них дух неуверенности и неопределенности. Либо все проживающие в стране, независимо от этнической принадлежности, являются казахстанцами (без сидения на чемоданах, чужих паспортов и бараньей индифферентности), либо казахи строят свое национальное государство, где остальные проживают в статусе этнических диаспор, и тогда двойное гражданство, чемоданное настроение и политический пофигизм уже никого не волнуют — пусть живут на правах квартирантов.

 

То, каким будет этот выбор, как это ни странно во многом зависит именно от русских. Дело в том, что казахская часть общества в части вопроса о характере государства разделена на две части. Одни казахи считают, что пришло время строить казахское моноэтническое государство, другие казахи придерживаются мнения, что этническое государство в условиях традиционной полиэтничности Казахстана — путь в никуда, а поэтому поддерживают принципы государственности, заложенные в Конституции.

 

В этой ситуации от того, как поведут себя русские (точнее, все неказахи) будет зависеть, каким будет страна завтра — общим государством всех проживающих в нем граждан или государством казахов, в котором позволено проживать представителям диаспор. Нынешняя общественно-политическая индифферентность русских, их квартирантское отношение к происходящему в стране является серьезным козырем в руках казахских национал-патриотов, которые используют его для доказательства своего основного тезиса, что истинными патриотами страны, а соответственно и полноценными гражданами могут быть только казахи, и соответственно, только они способны решать судьбу страны. Согласитесь, в этом есть определенная логика.

 

Напротив, включение русских в активную политическую и общественную деятельность будет являться свидетельством их гражданской полноценности и явится мощной поддержкой тех казахов, которые выступают за общегражданскую форму казахстанской государственности. Здесь принципиально важно, чтобы казахи почувствовали, что русским, проживающим с ними рядом, не безразлична судьба страны. Это первый очень важный шаг в формировании единой гражданственности и его должны сделать именно русские.

 

Повторяю, сегодня именно русские могут повлиять на дальнейшую судьбу Казахстана. От их активности и включенности в происходящие в стране процессы, от их позиции в вопросе о приоритетности этнического и гражданского, от их способности почувствовать себя полноценными гражданами страны во многом зависит вектор будущего развития Казахстана.

 

К сожалению, я не вижу осознания этого у большинства русских, проживающих в Казахстане. Люди либо не осознают важность проблемы, либо надеются, что можно остаться при своих интересах, выполняя условия негласного соглашения с властью.

 

Я всё понимаю — тяжелое наследие советского прошлого, двадцать лет назарбаевского авторитаризма. Но голова-то все равно на плечах должна быть: неужели так сложно понять, что жить полноценно в стране, не включаясь в происходящие в ней процессы, не отстаивая свои интересы, нельзя. А отстаивать интересы можно только в качестве полноценного гражданина. Никто тебя не будет воспринимать всерьез с твоим чемоданом, никто не услышит твое брюзжание на кухне или в кругу подвыпивших друзей. Твой голос будет услышан только тогда, когда ты скажешь всем, но прежде всего самому себе: это моя страна, и я хочу, чтобы здесь стало лучше.

 

Я прекрасно осознаю, что мои призывы и пожелания вряд ли будут восприняты подавляющим большинством русских. Они в большинстве своем далеки от такого рода рассуждений о гражданственности. Но этого и не требуется, это говорится для той части русских, которые так или иначе интересуются рассматриваемыми вопросами, реагируют на них, сами пытаются найти на них ответы. Это говорится для политического тренда, ныне пребывающего в состоянии прострации и неопределенности и который, на мой взгляд, ищет ответы на вопрос, поставленный в заглавии этой статьи. Остальные, далекие от большой политики и вопросов гражданского самосознания, подтянутся потом.

 

Хоть эфиопом назови

 

«Ты меня хоть казахстанцем, хоть эфиопом назови, я все равно стопроцентный русак», сказал мне один патриотично настроенный соотечественник. В этой фразе выражена квинтэссенция того заблуждения, которое присуще большинству русских — смешение этнического и гражданского, помноженное на имперскую традицию.

 

Этнические русские, проживающие в США, Франции или там Японии, без проблем становятся американцами, французами или японцами. Там они четко знают, что их русскость — исключительно для их внутреннего пользования, тогда как гражданство — для идентификации среди окружающих. Поэтому для русского называться американцем, французом или японцем считается в порядке вещей, гражданство для них — это способ социально-политической идентификации.

 

Иная ситуация наблюдается в Казахстане. При всем том, что по Конституции Казахстан является государством внеэтническим, что исключает какую-либо дифференциацию по этническому признаку, у нас существуют две общественные тенденции, которые объективно подрывают основы нынешнего внеэтнического статуса казахстанской государственности.

 

Во-первых, с таким принципом государственности не согласны казахские национал-патриоты, которые, ставят в повестку дня вопрос о создании этнического государства казахов.

 

Во-вторых, это неспособность русских в Казахстане преодолеть традицию восприятия себя и своей этничности вне рамок имперского (российского, советского) прошлого.

 

Этот исторический фон психологически мешает русским адекватно реагировать на общественно-политические изменения происшедшие в стране, и, как следствие, не способствует их полноценной адаптации к новым социально-политическим реалиям. Это не значит, что нужно отказаться от прошлого, от русской истории, культуры и традиций. Нет, здесь вопрос о приоритетах. Важно, сохраняя свою русскость, понять, что в этой стране ты прежде всего казахстанец, а уже потом русский. Это очень важный социально-психологический момент, о которого зависит вопрос адаптации русских в современном Казахстане и, как следствие, успех формирования казахстанской внеэтничной гражданственности.

 

Кем себя считают русские, проживающие в Казахстане? В лучшем случае казахстанцами русского происхождения, в худшем — русскими, имеющими казахстанское гражданство. Ни один русский в Киргизии не назовет себя киргизом. То же самое в Туркмении, Грузии, Армении, Азербайджане, Украине, Литве, Латвии, Эстонии — русский везде остается русским. Потому что для него эти понятия сугубо этнические — не может быть русский киргизом. Киргизское гражданство в его понимании не делает из него киргиза.

 

В Казахстане есть компромисс — здесь этническое «казах» не совпадает с гражданским «казахстанец». Русские без ущерба для их русскости называются казахстанцами. Примерно также гражданское «россиянин» позволяет не растворять свою этничность другим этносам проживающим в России. Но спросите любого русского казахстанца — согласен ли он называться казахом, если завтра Казахстан, скажем, переименуют в Казахию? Подавляющее большинство ответят отрицательно. Для него понятие «казах» — сугубо этническое. Точно такая же ситуация во всех странах СНГ. Ни один русский не станет называться казахом, узбеком, киргизом. Американцем, французом, англичанином — пожалуйста, казахом — никогда.

Традиция, однако!

 

Однако вопрос не в терминах, а в том, что русские, живя уже в новых исторических условиях, по сути, в другой стране продолжают воспринимать себя в первую очередь русскими без привязки к новой общности именуемой казахстанский народ. И это объяснимо. Психологически большинство русских все еще воспринимают себя частью России, волей судеб оказавшейся вне ее. Казахстанцами они стали не по своей воле, их таковыми сделали, и в этом смысле это дань обстоятельствам — так получилось.

 

Не здесь ли нужно искать объяснение тому, почему русский, приезжая во Францию, становится французом — он ехал туда, понимая, что должен стать французом. Это его выбор. У русских в Казахстане выбора не было — их переселили, пригнали, сослали, направили сюда как русских и таковыми в качестве полноценных граждан они себя воспринимали несколько поколений. Однако по прошествии времени их точно так же, не спросив, назвали казахстанцами, а теперь им предлагают называться казахами. Не здесь ли нужно искать объяснение причин нежелания русских становится гражданскими казахами.

 

Почему русские не учат язык?

 

Отдельная тема — почему русские не учат казахский язык, который объявлен государственным. На мой взгляд, причин две. Первая — формально казахский считается государственным, но фактически таковым остается русский. В Конституции записали желаемое, тогда как в действительности государственным казахский язык не является.

 

Думаю, нет смысла объяснять как такое может быть. Может! Вон у нас формально в стране демократия, а на самом деле чистой воды автократия и что? Точно так же и с государственным языком — юридически он государственный, но по факту страна, государство, общество живут на русском. Слишком велика языковая инерция, набранная в прошлом, слишком большой процент русскоговорящих в стране, слишком велика зависимость общества от русской культуры, искусства (книги, кинематограф, эстрада, телевидение). И нет НИЧЕГО серьезного, что можно этому противопоставить на казахском языке.

 

Сегодня казахский язык проигрывает конкурентную борьбу русскому и это главная причина его проблемы. Вот основная причина, почему русские не учат казахский язык. И уж, конечно, не потому, что они не уважают казахов. Кое-кто из национал-патриотов сегодня заявляет, что не знание казахского языка нужно рассматривать, как показатель неуважения к казахам. Откровенно провокационное заявление.

 

Это факт — русские действительно не учат казахский язык. Но при оценке этого факта принципиально важно понимать истинные причины, а не уходить в русло обид и обвинений. Спрашивается, зачем русским знать казахский, если в их жизни востребован больше русский? Даже казаху сегодня сложно без знания русского языка, поэтому он вынужден учить русский. Жизнь сама диктует и расставляет языковые приоритеты. Это реальность сегодняшнего дня и против нее восстают национал-патриоты.

 

Я прекрасно понимаю тех, кто пытается переломить ситуацию, но, увы, казахстанское общество остается русскоязычным, и изменить языковую ситуацию не удается. Это, конечно, проблема. И это проблема прежде всего мотивации. Зачем русские должны учить казахский язык?? Только ради демонстрации своего уважения к казахам? Так они и без этого их уважают и делают это при помощи русского языка. НИКТО, НИКОГДА не станет учить язык только из-за уважения. Уважать можно, и не зная языка, что, убедительно демонстрирует 150-летняя история совместного проживания русских и казахов. А кольи так, то к чему эти обвинения со стороны нацпатриотов? Дескать, если бы захотели, давно бы выучили. В том то и весь вопрос: с чего бы это русские, проживающие в русскоязычной среде должны ЗАХОТЕТЬ?

 

Задайтесь вопросом: почему люди массово учат английский? Почему казахи приезжающие в города из аулов уже через год говорят по-русски? МОТИВАЦИЯ!!!

 

За двадцать лет независимости Казахстана выросло целое поколение, обучавшееся в школах казахскому языку, но которое так и не заговорило на казахском. Причина та же — отсутствие мотивации, причем как у них, так и у тех, кто их учил. В итоге - отсутствие серьезного обучения в школах, невостребованность языка в экономике, науке, политике, ориентация населения на русскоязычное телевидение (в основном российское), отсутствие книг на казахском, господство русскоязычного Интернета.

 

Со стороны некоторой части молодежи можно отметить примой саботаж в изучении казахского языка. Объяснение — они ориентированы на обучение за границей, где знание казахского языка не потребуется. Эта молодежь не видит своего будущего в Казахстане. Они еще и паспорта не получили, а уже квартиранты. И это не только русские, увы, тут и казахи и все остальные. Таким образом, к потерянным для госязыка поколениям, выросшим в СССР, добавляются и те, кто родился в суверенном Казахстане.

 

Я понимаю тех, кто желал бы видеть Казахстан казахоязычным — двадцать лет разговоров о возрождении языка, а воз и нынче там. Принимались различные программы, строились школы, писались учебники — вроде бы прикладывались усилия, а результата нет. А те ли это усилия? А были ли они? Кто, кого, а, главное, как учил все эти годы? Абы как, через пень колоду. По остаточному принципу — что не украли, то в дело. В итоге в школах не учат, учебники никудышные, деньги потратили — проблема осталась. И, как следствие этого, желание решить проблему через принуждение.

 

Кое-кто предлагает отказаться от конституционной нормы о двуязычии, перевести государственную жизнь на казахский, мол, вот тогда волей неволей всем придется учить казахский. Уже открыто звучат мысли о том, что пора патриотизм измерять отношением к казахскому языку. Дескать, знаешь хотя бы пятьсот слов, значит уважаешь страну, в которой живешь. Не знаешь — твой патриотизм под вопросом.

 

То, что национал-патриоты зациклились на госязыке, свидетельствует о том, что у них сбиты прицелы. Их упор на знание языка — стрельба по воробьям. Знание госязыка патриотизма не добавляет, разве что тешит национальное самолюбие. От того, что, скажем, завтра Козлов, Своик или кто-то из казахстанцев — олимпийских чемпионов научатся говорить несколько расхожих фраз на казахском, большими патриотами не станут.

Патриотизм проявляется не в умении говорить на том или ином языке, а в том, что делает человек для своей страны и делает ли вообще что-то.

Можно привести примеры достаточно известных в общественной жизни людей отлично говорящих на госязыке, но пользы от них Казахстану, как от козла молока. Патриотизм формируется вне языкового контекста и прирастает успехами и достижениями страны и отдельных ее граждан. При этом вряд ли принципиально, при помощи какого языка это делается.

 

Думаю, что в нынешней ситуации вопрос госязыка давно уже стал сугубо политическим, этакой зоной идеологического размежевания общества на два лагеря, олицетворяющих два разных подхода к будущему Казахстана — тех, кто видит Казахстан сугубо казахским этническим государством, и тех, кто выступает за сохранение его интернациональной государственности.

 

www.respublika-kz.info

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details