Десять человек, задержанные в Сайрамском районе Южно-Казахстанской области по подозрению в «пропаганде терроризма» и «возбуждении религиозной розни», 20 ноября были взяты под стражу на время следствия. Родственники подозреваемых заявили, что они не виновны.
16 ноября в пресс-службе департамента КНБ по Южно-Казахстанской области сообщили о проведении спецоперации с привлечением органов внутренних дел, в рамках которой по подозрению в пропаганде терроризма и возбуждении религиозной розни задержали 11 жителей Сайрамского района и города Шымкента.
«Указанные лица на систематической основе распространяли в мессенджерах WhatsApp, Telegram и в социальных сетях материалы, агитирующие экстремистскую идеологию «ДАИШ» (арабское название экстремистской организации «Исламское государство». – Ред.) и других международных террористических организаций. Экстремистские материалы размещались в 24 сетевых сообществах с общим количеством участников более 400 человек», – говорится в сообщении пресс-службы ДКНБ.
ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ ВИДЕОРОЛИКИ
Вечером 17 ноября Аль-Фарабийский районный суд города Шымкента вынес постановление об аресте на два месяца 10 человек, задержанных в Сайрамском районе. По словам судьи Гани Байарыстана, в районный суд поступили материалы по уголовным делам, рассматриваемым областным департаментом КНБ. В отношении 10 жителей был поставлен вопрос о санкционировании меры пресечения в виде ареста.
– Г. Парпиев, 1986 года рождения, Ф. Юлдашев, 1993 года рождения, М. Худайбергенов, 1993 года рождения, Д. Белдимуротов, 1997 года рождения, Д. Уморов, 1997 года рождения, Р. Маккомбаев, 1998 года рождения, Д. Якубов, 1997 года рождения, Ф. Аскаров, 1992 года рождения, были признаны подозреваемыми в совершении преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 256 уголовного кодекса («Пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма»). А. Моксаткулов, 1967 года рождения, и Е. Халмуротов, 1986 года рождения, – подозреваемыми в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 174 («Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни»), – говорит судья.
В пресс-службе областной прокуратуры сообщили, что один из задержанных в ходе спецоперации – несовершеннолетний, поэтому его не поместили под стражу.
– Подозреваемые – жители сел Карабулак и Манкент Сайрамского района. Подозреваемые признались в суде, что создали группу в Интернете и занимались распространением видеороликов, однако, по их словам, «они не знали, что это материалы, пропагандирующие терроризм и экстремизм, и что это является преступлением», – сказал судья Гани Байарыстан.
В департаменте КНБ и суде не уточнили, что это были за «подозрительные видеоролики». Среди подозреваемых есть имам, избранный жителями села, и студент второго курса колледжа. По словам судьи, еще до ареста подозреваемых были назначены все необходимые экспертизы, которые должны были установить, содержатся ли в распространяемых материалах сведения, призывающие к терроризму или экстремизму, возбуждающие религиозную рознь. Суд по избранию меры пресечения проходил открыто, отдельно по каждому подозреваемому. Родственники подозреваемых в суде не присутствовали.
– Подозреваемых обвиняют в совершении тяжкого преступления. Постановление вступит в силу вечером 20 ноября, – говорит судья.
«УПАЛА В ОБМОРОК»
Репортер Азаттыка побывала в селе Карабулак Сайрамского района, чтобы встретиться с родственниками подозреваемых. В этом селе в 70 километрах от Шымкента в основном живут представители узбекской диаспоры. Жители села Карабулак, в котором насчитывается около ста тысяч человек, говорят, что слышали об аресте односельчан сотрудниками полиции и КНБ.
– Мы слышали об аресте восьми человек из села Карабулак, остальных задержали в Манкенте. Некоторых задержали в торговом центре «Аль-Мабрук», других забрали из дома, – говорит житель села, не пожелавший представиться.
Репортер Азаттыка побывала в торговом центре «Аль-Мабрук», который располагается в центре населенного пункта, однако двери здания были закрыты. Продавцы киосков возле торгового центра сообщили, что продавцы «Аль- Мабрука» ушли на намаз. Продавцы не изъявили желания ответить на вопросы репортера о спецоперации.
По словам Назокат Юлдашевой, матери одного из задержанных подозреваемых Фаруха Юлдашева, ее сын, избранный жителями села имамом, работал в небольшой мечети, открытой в частном доме. Он младший из четырех братьев, не женат.
– Около шести часов утра (16 ноября. – Ред.) несколько человек в масках постучали в ворота и ворвались в дом. Они обыскали весь дом до чердака. Детей вывели на улицу. На сына надели наручники. Я упала в обморок, – говорит женщина.
Клара Парпиева, мать жителя села Карабулак Гафура Парпиева, задержанного в качестве подозреваемого, считает своего сына невиновным.
– Это произошло утром. Мы еще не успели позавтракать. Весь дом был заполнен полицейскими, служащими. Я испугалась. Зачитали ордер на обыск. Мой сын не в том возрасте, чтобы поддаваться на чужие уговоры. Он серьезный человек, у него три дочери. Утром рано уходит на работу, вечером возвращается домой. Пять раз в день читает намаз. Никому вреда не причинял, – рассказывает мать.
Соседка Клары Парпиевой Дильдар Абубакирова характеризует Гафура Парпиева как «простого жителя». По ее словам, Гафур занимается перевозкой грузов на своем частном грузовике.
– Никогда ничего плохого о нем не слышала. Хороший парень. Когда ворвались полицейские, для нас это стало неожиданностью. Мы растерялись. Он свой парень, сын своего народа. Надеемся, что его ложно не обвинят, – говорит Дильдар Абубакирова.
Получить дополнительные сведения касательно подозреваемых у представителей департамента КНБ области, ДВД не представилось возможным.
УБЕРЕЧЬ ОТ «ДЕСТРУКТИВНОЙ ИДЕОЛОГИИ»
Руководитель управления по делам религий Южно-Казахстанской области Батырбек Жалмырзаев в интервью в феврале этого года заявил, что «приверженцы салафитского течения в основном встречаются в городе Шымкенте, Мактааральском, Сарыагашском и Сайрамском районах».
В марте прошлого года 26-летний Акмаль Расулов и еще один житель Сайрамского района были задержаны сотрудниками силовых структур Узбекистана в Ташкенте, куда казахстанцы поехали по торговым делам. Их задержали по подозрению в контрабанде. В декабре по обвинению «в попытке провезти в страну религиозную литературу» суд Узбекистана приговорил их к пяти годам тюремного заключения. Родственники были недовольны приговором и заявили, что «вину Расулова не доказали».
Прежде представителей религиозной общины из Сайрамского района не обвиняли «в пропаганде терроризма через Интернет». Директор Центра исследований проблем религий при областном управлении по делам религий Габит Аман призывает людей быть очень осторожными, потому что «члены деструктивного религиозного течения в целях увеличения числа своих сторонников используют Интернет». В рамках официальной кампании «Уберечь молодежь от пагубного влияния деструктивной религиозной идеологии» центр приглашает на различные встречи с общественностью религиоведов, специалистов-теологов.
Психологию человека способен изменить один-единственный абзац в проповеди. Неизвестно, с какой целью или какую идеологию проповедует человек в Интернете.
– Почему мы призываем пользоваться официальными сайтами? Видеоматериалы на религиозные темы проходят специальную экспертизу. Есть официальные сайты министерства по делам религий и гражданского общества, центра, Духовного управления мусульман Казахстана. Нужно пользоваться такими официальными сайтами. Религиозные сведения нужно получать не из видеороликов, к примеру, если они касаются мусульманской религии, лучше спрашивать у имамов в мечети. Психологию человека способен изменить один-единственный абзац в проповеди. Неизвестно, с какой целью или какую идеологию проповедует человек в Интернете, – говорит Габит Аман.
Среди жителей Южно-Казахстанской области есть и те, кто жалуется на «назойливые действия и чрезмерную осторожность полиции» во время проведения таких кампаний по повышению религиозной грамотности среди населения. Несколько дней назад группа жителей Сузакского района, считающая себя «приверженцами салафитского течения религии», обратилась в редакцию Азаттыка с жалобой на действия местной полиции, сотрудники которой вызывали их в отделение и поставили на специальный учет в качестве представителей «деструктивного религиозного течения», сфотографировав их и сняв отпечатки пальцев.
Они считают, что их гражданские права нарушают только за то, что «они носят бороду и читают намаз». Группа жителей Сузакского района говорит о себе как о «мирной группе, придерживающейся салафитского течения», которая не поддерживает «террористические организации».
Радио Азаттык, Ноябрь 21, 2017