Почему казахстанцы не пытаются изменить свою страну, а просто уезжают?

bagkzПолитолог Айдар Амребаев назвал пять причин роста миграционной активности граждан республики

Сообщение о том, что за пять месяцев 2018 из Казахстана уехало почти 40 тыс. человек – это больше, чем за весь прошлый год – заставило нервно вздрогнуть даже записных патриотов. Почему? Чего не хватает сейчас среднему трудоспособному казахстанцу с зарплатой 154 тыс. тенге, имеющему 21 кв. метра жилья, половину автомобиля и отпуск за границей раз в два-три года?

Из истории вопроса

Волны эмиграции накрывают Казахстан не первый раз. Началось ещё до независимости, в 1990-м, когда отменили выездные визы. Первыми собрались «европейцы»: немцы и греки пошли по проторенной евреями дороге. С 1991 поднялась волна тех, кто уезжал «от страха». Наслушавшись прогнозов, что «потом жильё не продашь и придётся бежать в одних пижамах», городские русские стали массово перебираться в омские деревни, чтобы «завести корову и жить спокойно»; брать билеты в Калининград – «там почти Европа»; строить дома в Краснодарском крае – чтобы уж точно не замёрзнуть.

Через 2-3 года стали уезжать «от голода». К тому времени окончательно остановились заводы и развалились колхозы, в деревнях месяцами не было электричества, часто не работали телефоны и почта. В маленьких городках в многоэтажках топили буржуйки, рыли выгребные ямы на улице – центральные коммуникации разрушились. Люди бросали квартиры и дома, ехали туда, «где возьмут». Брали в Черноземье да на Алтае – в бедных регионах «красного пояса». За пару лет, с 1992 по 1994, выехало больше миллиона (!).

Поток сузился в начале 2000-х – когда стала дорожать нефть. Тогда уже уезжали обдуманно, выбрав страну, город, на готовое рабочее место. Или не уезжали, даже когда получали за снесённую по «госнужде» халупу сотни тысяч долларов. В Алматы нередки были миллионные выплаты. Можно было купить гражданство в Америке, положить остаток в банк и всю жизнь не работать. Но наши люди предпочитали участок в предгорье на месте вырубленного яблоневого сада, а остатка денег им уже не хватало достроить трёхэтажный особняк.

После кризиса 2008-го за голову схватились самые ценные работники – с двумя-тремя высшими образованиями и столькими же языками, чьё резюме сверкало названиями мировых компаний и чья карьера превратилась в тыкву. Они знали, что легко устроятся хоть в Канаде, хоть в Австралии.

И наконец «герои нашего времени»: молодые семьи с детьми школьного возраста, большинство которых, вне зависимости от национальности, не знают государственного языка, с трудом находят работу с приемлемой зарплатой, вынуждены жить в родительской квартире и по вечерам кричат на весь дом, делая непонятные им самим уроки с детьми. Куда они едут? Конечно, в Россию. Там официальное оформление на работу, пенсия до сих пор в 55-60 лет, есть программа «возращения соотечественников» с быстрым гражданством.

Мгновенно находят работу хоть в крупных городах, хоть в сёлах учителя и медики, строители и швеи, бухгалтеры и айтишники. Крупные российские горнодобывающие компании охотятся за технарями, как пылесосом вытягивая с предприятий, чьи названия начинаются на «Каз», всех, у кого есть опыт и желание работать. Дают северные и профессиональные льготы, большую зарплату, бесплатный проезд вахтовикам, детей устраивают в садик, старших учат за свой счёт в вузах.

С другой стороны, казахстанцы прекрасно понимают: на чужбине мёдом не намажут. Для хорошей жизни придётся отпахать лет 20 на Дальнем Востоке или столько же ютиться в питерской коммуналке. Почему же едут?

Эксперты расходятся в мнениях. Кто-то считает рост эмигрантов ошибкой или намеренным искажением статистики. Кто-то называет социальные причины: повсеместную коррупцию, низкий уровень образования, ненадёжность пенсионного фонда. Кто-то винит бедность или бытовой национализм.

Когда политика вызывает чувство брезгливости

Вопрос, почему уезжают, мы адресовали политологу Айдару Амребаеву. Он попытался найти глубинные причины явления.

- Казахстан до сих пор находится в ожидании «новой формации независимости», - выдвигает первый довод Айдар Амребаев, объясняя: - Речь идёт о том, какой на самом деле будет эта страна? Ведь по большому счёту, мы пока имеем дело с сохраняющимся наследием постсоветскости и только нарождающейся суверенностью в полном смысле этого слова. Число пессимистов и оптимистов пропорционально успешности проводимых реформ государственности, реальной практике экономической модернизации, уверенности людей в своём будущем, доверии народа к власти и её программам.

Таким образом, увеличение числа мигрантов – реальное или мнимое – это, очевидно, неудовлетворённость современным состоянием в стране, ожидание худшего, особенно в условиях незавершённого транзита как в формальном, так и содержательном отношениях, подводит промежуточный итог наш собеседник.

- Во-вторых, фактор миграции нельзя сводить только к социально-экономическим причинам (цены на нефть или финансовый кризис). Согласно пирамиде Маслоу, материальные и физиологические потребности хоть и лежат в основе, тем не менее уступают потребностям в самоактуализации, любви, самоуважении, познании, то есть ценностям психологического ряда, - напомнил эксперт. – Видимо, одним из главных мотивов для мигрантов является отсутствие возможности реализовать эти потребности в существующей общественной среде и привлекательность другого государства, где человек может найти больше уважения к своей личности. Ведь чтобы решиться на кардинальные перемены в жизни, нужна очень веская причина. И эта причина, как сказал бы профессор Преображенский из романа «Собачье сердце», «не в клозетах, а в головах».

Переходя к третьей причине, Айдар Амребаев отметил, что современная социальная реальность – это открытая коммуникационная среда, в которой формальные границы государств – весьма призрачная препона для развивающегося индивида, ищущего наиболее комфортную среду для собственного проявления.

- В современном мире происходит жёсткая конкуренция между государственными режимами за качественный человеческий капитал, способный приумножить потенциал той или иной страны. «Право на законное насилие», о котором писал Макс Вебер, уходит в прошлое и находится в руках государства весьма условно. Государство, основанное на насилии, трансформируется в государство, ухаживающее за своими гражданами, и сохраняет свою легитимность лишь до той поры, пока способно удовлетворять потребности индивидов в самоактуализации, - объясняет политолог. – Неудовлетворённые положением вещей граждане «голосуют ногами», а молодёжь и вовсе отрицает свою, так сказать, «исконную гражданскую принадлежность», предпочитая либеральную маргинальную среду.

Четвёртая причина, продолжил политолог, связана с наличием или отсутствием «социальных лифтов». Патерналистские режимы, к которым можно отнести и традиционные национальные государства, берут на себя ответственность за признанные обществом «социальные лифты». К примеру, трайбалистский формат вытесняет группы граждан, не включённых в него, на обочину общественного развития, вынуждая к миграции.

- Такими же соображениями могут быть обоснованы закрытые автократические режимы, не приемлющие оппозицию; монополизированные экономические системы, не признающие конкуренцию; моноэтничная культурная среда, требующая национальной консолидации и монолитности и т.д., - перечислил исследователь. – Казахстану присущи в разной степени все эти основания, поэтому необходимы специальные исследования мигрирующих групп, чтобы сделать объективные выводы и принять адекватные меры.

Отвечая на вопрос, почему казахстанцы, видя недостатки системы, не пытаются изменить её, а предпочитают просто уезжать, Айдар Амребаев назвал пятую причину эмиграции:

- Социальные протесты в условиях культивируемого с экранов насилия и хаоса являются мрачной перспективой для многих, поэтому даже неудовлетворительные политические режимы скорее вызывают чувство брезгливости и неучастия, чем мотивируют на борьбу с ними. Социальная апатия и деструктивный социальный настрой – типичное явление для failed state (несостоявшегося государства). Низкий уровень пассионарности и самоорганизованности общества не позволяет сформировать конструктивную парадигму общественных изменений. Разрозненная маргинальная или слишком заорганизованная социальная среда культивируют равнодушие и общественный пессимизм.

Forbes.Kz, 05 июля 2018

 

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details