"Свои митинги я провожу сам"

duvanov sergeiСвоими мыслями по поводу митингов оппозиции и самой оппозиции в интервью нашему корреспонденту поделился публицист Сергей Дуванов. Ниже мы предлагаем запись состоявшегося с ним разговора. Смеем надеяться, что он окажется полезным и заставит задуматься тех представителей оппозиции, которые не на словах, а на деле хотят что-то изменить в Казахстане.

 

Кстати, редакция приглашает к дискуссии всех, кто захочет поспорить с г-ном Дувановым. Милости просим, пишите нам — мы готовы опубликовать все конструктивные отклики и мнения.

 

Термин «вперед» каждый понимает по-своему

 

- Сергей, почему Вы не ходите на митинги «Несогласных»?

 

- Во-первых, у меня нет привычки ходить на митинги. Ходить можно на концерт, по магазинам, на стадион — поглазеть на что-то. В митингах, а точнее в акциях протеста я участвую. И, как правило, в тех, которые организую сам. Я человек не стадный, поэтому даже протесты предпочитаю выражать отдельно. Возможно, это плохо, но, что делать, вот такой я индивидуалист.

 

- Но насколько я знаю, лет так двадцать пять назад вы были одним из активных оппонентов тогда еще коммунистического режима и регулярно участвовали в митингах. Да и при этой власти не однократно выходили с публичными протестами.

 

- Да, но эти митинги я сам и организовывал. Сам организовывал, сам в них и участвовал. Свои митинги я провожу сам.

- Что изменилось? Вы другим стали или митинги не те?

 

- И то и другое.

 

- А если конкретнее?

 

- Если честно, то я бы митинговал иначе.

 

- Так в чем проблема? Пошли бы и подсказали.

 

- Там люди самодостаточные, считают себя мэтрами оппозиционной борьбы. В подсказках не нуждаются. Нам с Нурбулатом Масановым это было сказано лет десять назад: мол, ребята, вы уже показали, на что вы способны в оппозиции, теперь мы покажем вам, как нужно работать. Вот я и смотрю на эту работу.

 

- Удобная позиция — наблюдать со стороны...

 

- Ну, я не только наблюдаю. Я тоже кое-что делаю. На общественных началах, так сказать, по мере сил и возможностей. Пишу, веду публичную деятельность, когда надо провожу акции протеста. Свои! Так что можно сказать, что я из этого процесса не выпал, но при этом сохраняю определенную дистанцию. Так вот по поводу наблюдений — за десять лет оппозиционный воз и ныне там.

 

- Вы хотите сказать, что нынешняя оппозиция ни на шаг не продвинулась вперед?

 

- Проблема в том, что понимать под этим «вперед». С моей точки зрения, из-за стратегически неверного курса оппозиционное движение в Казахстане переживает кризис. Хотя оппозиционеры вам скажут другое — что все нормально, нет никакого кризиса, напротив, есть позитивные тенденции. Так что, с какой точки зрения посмотреть.

 

Выпуск пара в никуда

 

- Вернемся к теме митингов. На ваш взгляд, почему численность митингующих в Алмате колеблется в пределах одной тысячи человек. Почему люди не ходят на митинги?

 

- Серьезный вопрос. Сложно в рамках интервью дать исчерпывающий на него ответ. Давайте я попробую ответить на него через призму самого себя.

 

Начнем с того что я лично не хочу участвовать в митингах, где молятся пусть и по праведному поводу. Это пытаются оправдать традицией. Извините, но помянуть погибших можно и без этой архаики. Мне, атеисту, современному человеку дико видеть, как демократы-оппозиционеры дружно стали глубоко верующими и начали разыгрывать религиозную карту. И я не одинок в этом мнении. По крайней мере, я знаю трех человек, которые, поддерживая основные требования оппозиции, точно не пойдут на митинги из-за этого.

 

Другой момент. Я не хочу участвовать в митингах, где изначально определен иконостас выступающих. Это уже становится смешно, когда из митинга в митинг одни и те же люди говорят одни и те же речи. Правильные речи, пламенно и грамотно говорят, но почему-то это не цепляет. Почему? Да потому, что это десять лет говорят одни и те же люди. И это вызывает психологическое отторжение. Как с Назарбаевым — двадцать лет один и тот же человек говорит одно и то же, а жизнь не меняется.

 

- Может только вас не цепляет, а людей с улицы как раз наоборот?

 

- Хорошо если бы так. Но проблема как раз в том, что нет на этих митингах людей с улицы. Там, как правило, одни и те же люди, та самая тысяча человек.

 

- То есть проблема в том, что приелись лидеры. Нужна свежая кровь?

 

- Да, но и в этом проблема. На последних митингах, из-за того, что лидеров оппозиции стали сажать на 15 суток, выступали новые люди. Вроде хорошо. Но что из этого вышло!? Те, кто надоел, хоть говорить умели, и с политической грамотностью у них было все нормально. Новые — политически вообще сырые, им еще расти и расти до того чтобы грамотно, красиво и зажигательно говорить на публике. Публичная деятельность это тоже искусство.

 

Другой момент. Какой смысл участвовать в митингах, на которые в основном ходят одни и те же люди. Все уже знают друг друга в лицо. Митинги собирают, как правило, от 300 до 1000. Можно сказать, что это завсегдатаи митингов, большинство из которых, как мне кажется, скорее именно ходит на митинги, а не участвует в них. Пришли, послушали, похлопали, по возмущались и разошлись — до следующего раза.

 

- Наверное, это нужно как акт проявления солидарности друг с другом, возможность публично выразить свое отношение к происходящему в стране?

 

- Да, безусловно, это акт солидарности. Да, это попытка публичного выражения своей позиции. Но когда протестантов всего несколько сотен, то их протест в миллионном городе, выглядит как наглядная демонстрация абсолютного безразличия всех остальных граждан к тому, о чем говорит оппозиция. Тревожно не столь то, что на митинги собирается мало, это можно было бы объяснить боязнью людей, а то, что провозглашаемые ими лозунги никак не цепляют остальных. Получается, что оппозиция со своими лозунгами сама по себе, а миллион алматинцев — сам по себе. А ведь задача-то в том, чтобы это как-то пересекалось.

 

- Вы хотите сказать, что сегодняшние митингующие это клуб по интересам?

 

- Увы. Это даже нельзя считать клубом по интересам, так как все собирающиеся настолько разные идеологически, политически и ментально, что назвать их единомышленниками язык не поворачивается. С точки зрения политических ориентаций тут, как говорится, кто в лес, кто по дрова. Поэтому митинги оппозиции, как правило, представляют собой тематический компот — каждый говорит о своем, в итоге нет возможности сформулировать что-то общее.

 

- Не совсем так. На митингах принимаются резолюции, в которых содержатся конкретные пункты требований. Я к тому, что есть моменты, которые объединяют митингующих. Иначе бы они не собрались вместе.

 

- Объединяет собирающихся на митинги, то, что у каждого есть какие-то свои, как правило, шкурные проблемы, которые митингующие (в большинстве своем вполне справедливо) «вешают» на власть. Но у митингующих, как правило, нет того главного, что должно превращать эту толпу в сообщество единомышленников. Нет единого видения ситуации, общего отношения к власти и, как следствие, отсутствует общий вектор усилий. Собирающиеся на митинги не превращаются в единый кулак, они так и остаются растопыренными пальцами, каждый из которых тычет в свою проблему. А потому каждый такой митинг - можно описать звуком «пуф-ф-ф-ф». Выпуск пара в... никуда.

Пальцы нужно не веером, а в кулак

 

- Это ваша оценка последних митингов?

 

- Ни в коем случае. При всей безнадежности нынешней ситуации, при всех организационных недостатках и при всем не надлежащем идеологическом оформлении, с точки зрения искренности и самоотверженности перед всеми, кто собирался на митингах Несогласных, лично я снимаю шляпу. Как граждане, патриоты своей страны, они заслуживают всяческого уважения. Я полагаю, эти митинги войдут в историю будущего демократического Казахстана, как образец смелости и принципиальности тех, кто сегодня не боится бросать вызов режиму президента Назарбаева. Но мы здесь рассуждаем о причинах, почему у памятника Абаю собиралась максимум 1000 человек, а не по 50 тысяч. Вот в чем проблема.

 

- Понятно. Чего еще не достает митингам?

 

- Отсутствие четко сформулированных требований. У митингующих нет внятных политически грамотных лозунгов, которые поддерживали бы все или, по крайней мере, большинство митингующих. Последнее очень принципиально. Вспомните митинги в Москве после выборов в Госдуму. Выступающие, а это были очень разношерстные и политически и идеологически люди говорили не о своих частных проблемах, а сконцентрировались на одном — на нечестных выборах. И если формально, там все замыкалось на Чурове и на работе ЦИК, то по сути было понятно, что митинг был антипутинским. И власти начали реагировать.

 

В нашем случае мало того, что больше тысячи не собирается, так еще и не понятно, по какому поводу собираются. Движение «НЕсогласных» — это хорошо. Но несогласных с чем? А точнее с кем? Обозначьте! Если с Назарбаевым и его курсом — это одно. Если Назарбаев не причем, а недовольство распространяется только на правительство и отдельных фигурантов большой политики — это другое. Если недовольство ограничивается акиматовскими чиновниками — это третье.

 

А ведь есть и такие, кто не согласен со своим непосредственным начальником, который его уволил. Сегодня всех валят в кучу. Соответственно каждый протестует против чего своего. А это — пальцы веером, нужно же — в кулак.

 

- Зато на такой митинг — «компот» можно побольше людей собрать. И правых и левых, и ипотечников и НПО-шников, и молодежь и пенсионеров.

 

- Ага, собрали! 400 человек на последнем митинге. Я считаю, что таких тематически размытых митингов категорически не должно быть. Это очень принципиальный вопрос. Бить нужно в одну точку, самую принципиальную и важную на данный момент. Тогда проблема будет услышана, тогда о ней заговорят, тогда ее удобнее продвигать.

 

- Однако основная масса недовольна именно социалкой, понятно, они до политики еще не доросли, но зато их много. Не включи их требования, они вообще не придут на митинг.

 

- Вот-вот, гоняясь за количеством, абсолютно не думаем о качестве. А это приводит к тому, что митинг превращается в разновидность гайд-парка, где каждый говорит о своем, наболевшем. А в итоге ни количества, ни качества.

 

На ваш вопрос, почему алмаатинцы не ходят на митинги оппозиции, отвечу вопросом, а почему они собственно должны на них ходить? Дело в том, что основные артикулируемые оппозицией темы волнуют очень незначительную часть населения. Казалось бы, такие важные темы как арест лидеров оппозиции, суд в Жанаозене, преследования журналистов, готовящаяся расправа над лидерами «Алги» - вообще не воспринимаются подавляющим большинством населения страны в качестве проблем.

 

Людей волнуют другие проблемы — социальные, экономические, но из-за них пока люди на митинги не выходят. Не тот уровень напряженности. Хотя есть и исключения — забастовка в Жанаозене, ипотечники. Получается, что это реально проблемы только оппозиции, вот она и организует свои митинги. Но стоит ли в этом случае гнаться за численностью и тащить на свой митинг, за компанию, прочих недовольных. Не нужно никого тащить на митинги. Когда проблема коснется людей, то придут столько, что ни одна площадь не вместит.

 

- И что, по-вашему, вообще теперь не нужно митинговать?

 

- Почему же!? Митинг как форма гражданской активности важнейший инструмент в руках общества и оппозиции. И как всякий инструмент он требует умелого обращения. В неумелых руках митинг становится абсолютно бесполезным. Более того происходит дискредитация его как демократического инструмента. Кстати, у меня есть опасения, что митинги «НЕсогласных» негативно скажутся на общей атмосфере протестности в стране.

 

- Чем они могут навредить?

 

- Смысл любого митинга — по максимуму заставить власти отреагировать на выдвинутые требования, а по минимуму продемонстрировать этой власти и обществу свою силу, собрав социально значимое количество людей. Для Алматы это не меньше 10 тысяч.

 

Митинги «НЕсогласных» в силу своей слабости и аморфности не могли сделать ни первого, ни второго. Уменьшение от митинга к митингу количества участников и властью и обществом, безусловно, было расценено как поражение. Собственно уже первый митинг показал, что повторить феномен Болотной площади не получилось. Для организаторов это должно было бы стать хорошим сигналом задуматься, а стоит ли организовывать второй митинг.

 

Чуда не случилось, гражданское общество не откликнулось на призыв оппозиции. И это было понятно. Между оппозицией и гражданским обществом сегодня большой разрыв, который оппозиция мало того, что не в состоянии преодолеть, но она, похоже, его даже и не видит. Организаторы упорно звали людей на очередные митинги, не понимая, что каждая неудача разочаровывает все большее и большее число ее сторонников. В политике не любят проигрывающих. Поэтому грамотный политик старается не доводить ситуацию до очевидного поражения. Последний митинг, на который пришло совсем мало людей — это уже повод говорить о том, что тема движения «НЕсогласных» выдохлась.

 

- И что же делать в этой ситуации, по-вашему?

 

- Думать! Анализировать ошибки, делать выводы! Становиться политически грамотными! Но главное, адекватно воспринимать ситуацию. Если бы вы меня спросили о главном недостатке нашей оппозиции, то я бы на первое место поставил отсутствие социологического мышления.

 

- И это что такое? Если коротко.

 

- Способность воспринимать жизнь не через призму своего окружения, знакомых, родственников, соратников — короче своей референтной группы, а научиться видеть эту жизнь глазами людей, далеких от политики, от Интернета и оппозиционных газет. Если совсем коротко — это способность чувствовать мировоззренческие настроения и ценностные ориентации простых казахстанцев.

- И как же его замерить? Как понять, есть такое мышление или нет?

 

- Первый показатель — когда оппозиция перестанет удивляться тому, что более 70% казахстанцев сами идут и голосуют за Назарбаева. Это будет означать, что такое мышление появилось. После этого можно будет говорить о возможности начала грамотной оппозиционной работы. Пока же в оппозиции считают, что большинство казахстанцев спит и видит, как бы избавиться от Назарбаева и только ЦИК и адмресурс не позволяет этого сделать, ничего путного из этого не получится. Прицелы сбиты. Можно еще десять лет оппонировать в этом ключе, но результат будет тот же.

 

- И что? Нужна модернизации казахстанской оппозиции?

 

- Правильнее сказать, перезагрузка. А вот для этого люди, занявшие нишу оппонирования власти, должны научиться видеть и признавать очевидные вещи, какими бы неприятными они ни были.

 

- Ну что ж, будем надеяться, что ваше мнение послужит заделом для дискуссии о нашей оппозиции и перспективах ее развития. Спасибо за беседу!

 

Записал Нурахмет КЕНЖЕЕВ

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details