ОБСЕ и "мусульманский фактор" - изменит ли председательство Казахстана стереотипы Запада?

В такой неопределенной ситуации Запад продолжает вести политику двойных стандартов: он на риторическом уровне постоянно критикует так называемые "авторитарные режимы" региона, но на практике содействует их сохранению, так как, по западной версии, единственной внутренней альтернативой этих режимов в регионе являются исламские политические силы, приход которых Запад не устраивает вообще.

 

 

 

В новом году Казахстан станет председательствовать в ОБСЕ. Таджикский политолог Абдулло Рахнамо размышляет об отношении Запада к "исламскому фактору" в Центральной Азии и возможностях Казахстана по изменению ситуации.

 

КАЗАХСТАН является первой постсоветской и мусульманской страной, которая возьмет на себя роль председателя ОБСЕ. Это и ответственно, и символично. Вступление центрально-азиатской мусульманской страны на эту роль позволяет еще раз вернуться к одному из сложнейших проблем деятельности ОБСЕ - отношении этой организации к исламу или "исламскому фактору", а также рассуждать о возможностях Казахстана по изменению ситуации в этом вопросе.

 

Говоря об "исламском факторе", я не использую его в идеологическом и журналистском понимании, то есть, в значении "политического ислама". Я хотел бы (и просил бы Вас) отходить от такого узкого понимания "исламского фактора" и использовать более широкое нейтральное и рациональное значение этого понятия. То есть, под "исламским фактором" я имею в виду "весь ислам", и в первую очередь, мусульманское население, исламское духовенство, исламские политические и неполитические организации, исламскую культуру и ценности, традиции и менталитет, исламское образование и т.д. Ведь на ситуацию, в том числе на пространстве ОБСЕ, влияет не только "политический ислам", а все аспекты и сегменты ислама.

 

Что касается некоторых особенностей и проблем этого взаимоотношения, прежде всего, нужно обратить внимание на следующее:

 

1. Первое, это проблема несоответствия титула ОБСЕ ее рамкам и целям. Все знаем, что знакомая аббревиатура ОБСЕ означает "Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе". По идее и по логике, члены этой организации сотрудничают во имя обеспечения безопасности и стабильности в Европе. Но также знаем, что на практике ОБСЕ уже далеко не европейская организация, и около 80% территории ОБСЕ находится вне Европы! Только членство США, России и других азиатских постсоветских государств уже логически ставит проблему необходимости изменения официального титула и названия этой организации.

 

Какое отношение это имеет к "исламскому фактору"? Мои исследования и наблюдения показывают, что многие граждане азиатской, в том числе центрально-азиатской части ОБСЕ воспринимают эту организацию как чисто европейскую структуру, и ставят вопрос, почему эта европейская организация так активно действует на внутреннем пространстве наших стран? А если, например, ответим, что наша страна является членом ОБСЕ, опять ставят вопрос: а как центрально-азиатская мусульманская страна является членом организации, уставной целью которой является обеспечение безопасности в Европе? Таким образом, независимо от реальных целей и деятельности ОБСЕ, этот вопрос оказывает сильное психологическое воздействие на проблему восприятия ОБСЕ в ее азиатской и мусульманской части. То есть, я говорю о ситуации, при которой ОБСЕ и для своего азиатского и мусульманского населения приобрела бы психологическую легитимность, и на психологическом уровне для них стала бы "своей".

 

2. Второе, это проблема корректировки базовых ценностей и общей самоидентификации ОБСЕ как одной целой организации. Дело в том, что как ОБСЕ уже не европейская организация, так она давно уже не христианская организация. Особенно, с присоединением бывших советских республик у ОБСЕ появилась своя исламская составляющая, своя обширная мусульманская территория. Сегодня на территории ОБСЕ живут около 150 миллионов мусульман: это мусульмане ЦА, России, Кавказа, Турции и самой Европы. Эта реальность позволяет говорить об "исламском факторе" уже как о внутреннем факторе в ОБСЕ. Поэтому я говорю не только на тему "ОБСЕ и ислам", а также и на тему "ислам в ОБСЕ". Такая постановка вопроса изменит всю сущность проблемы. В связи с этим, ОБСЕ необходимо принципиальное переосмысление своих базовых ценностей и своей самоидентификации с учетом этих реалий.

 

Для более ясного понимания этой проблемы привожу один пример: в начале 2007 года в Таджикистане шли споры вокруг проекта нового закона РТ "О свободе совести и религиозных объединениях". 15 мая 2007 года в Душанбе состоялся круглый стол, где была представлена экспертиза данного проекта со стороны экспертов ОБСЕ. Много положений того варианта проекта закона, в первую очередь ограничивали права мусульман и мусульманских организаций. Но экспертиза ОБСЕ сделала основной акцент на тех ограничениях, которые как-то могли бы влиять на положение неисламских религиозных организаций. Права мусульман не являлись объектом особой озабоченности ее авторов, а их главной заботой было обеспечение прав нетрадиционных и неисламских сект и групп.

 

Конечно, нет сомнения, что защита прав религиозных меньшинств является важной проблемой, но, думаю, экспертам ОБСЕ в таких вопросах нужно действовать сбалансированно, так чтобы мусульманское население не чувствовало, что ОБСЕ это что-то не наше. Более того, эксперты этой организации должны учитывать, что ислам в Центральной Азии это не "одна из религий", а вера абсолютного большинства населения, опора национальной и культурной идентичности народов этого региона.

 

3. Третьей проблемой во взаимоотношении ОБСЕ и "исламского фактора" является отсутствие концептуального подхода этой организации к такому явлению как "политический ислам". Сложность вопроса заключается в том, что исламский политический активизм, как часть политического процесса в Центральной Азии, уже реальность, но Западной политики и политологии видения "политического ислама". Это не позволяет Западу выработать рациональную и прагматичную концепцию своего отношения к этому явлению.

 

И каков результат? В такой неопределенной ситуации Запад продолжает вести политику двойных стандартов: он на риторическом уровне постоянно критикует так называемые "авторитарные режимы" региона, но на практике содействует их сохранению, так как, по западной версии, единственной внутренней альтернативой этих режимов в регионе являются исламские политические силы, приход которых Запад не устраивает вообще. Поэтому политика Запада в Центральной Азии переживает кризис выбора надежного стратегического партнера между "авторитарными режимами" и "исламскими оппозиционерами". В связи с этим, Запад постепенно теряет доверие основных участников локальных политических процессов в Центральной Азии. Об утрате доверия светских политических режимов региона к позициям ОБСЕ может свидетельствовать ряд акций и заявлений лидеров СНГ о необходимости реорганизации ОБСЕ и ограничения работы ее Бюро по демократическим институтам и правам человека. Как пример слабости доверия исламских сил к Западу можно привести последнее интервью председателя ПИВТ М.Кабири. В нем он достаточно ясно говорит, что сегодня Западу не хватает смелости освободиться от сложившихся стереотипов о "политическом исламе". Я не даю оценку его слов, я хочу указать на то, что это заявление реального лидера крупнейшей официальной исламской политической партии на территории ОБСЕ.

 

Таким образом, ОБСЕ в регионе действительно сталкивается с кризисом выбора надежного партнера. Кризис, продолжение которого может привести к потере доверия политических сил региона к деятельности этой организации.

 

4. Другой сложный аспект взаимоотношения ОБСЕ и с "исламским фактором" и со странами Центральной Азией тесно связан с перспективой взаимоотношения этой организации с сообществом СНГ. В последние годы лидеры СНГ неоднократно выступали с открытой критикой деятельности ОБСЕ. А в 2007 году страны СНГ даже внесли в ОБСЕ проект совместной резолюции, ограничивающий работу Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека.

 

В этом контексте особенно нужно отметить осложнение отношений ОБСЕ с Российской Федерацией. В результате принципиальных разногласий ОБСЕ отказалась направлять своих наблюдателей и на парламентские выборы России в 2007 году, и на выборы президента РФ 2008 года. Россия даже заявила о возможности своего выхода из ОБСЕ. Конечно, я не вполне поддерживаю мнение ряда экспертов о том, что именно противоречия с Россией являются мотивом ОБСЕ в поисках "нового партнера" в лице Казахстана и поддержки его кандидатуры на пост председателя. Но одновременно я уверен, что дальнейшее осложнение отношений СНГ, и особенно России с ОБСЕ, несомненно, оказывает негативное влияние на отношения стран ЦА с ОБСЕ, и даже на вопрос их дальнейшего членства в этой организации. Для предотвращения ухудшения ситуации, Казахстану придется в период своего председательства параллельно наладить серьезную работу в форматах "Россия-ОБСЕ", "СНГ-ОБСЕ", "ЦА-ОБСЕ", "ШОС-ОБСЕ" и т.д. Успех этой работы зависит и от того, сможет ли Казахстан использовать свое уникальное положение для выполнения такой сложной миссии.

 

5. И последнее, после вхождения постсоветских мусульманских стран, ОБСЕ охватывает обширную зону двух активных мировых религий: христианства и ислама. Это дает возможность ОБСЕ превратиться в площадку диалога и мирного сосуществования культур и цивилизаций. Правильное понимание и решение этого вопроса в рамках ОБСЕ может содействовать решению этой проблемы на мировом уровне, так как взаимоотношение этих двух активных и стремительно расширяющихся мировых цивилизаций является одним из глобальных проблем современности. Здесь было бы важно и использование опыта Казахстана по организации такого диалога в рамках традиционного Форума лидеров мировых и традиционных религий.

 

Одним из параметров измерения успешности и эффективности работы Казахстана, как председателя ОБСЕ, будет именно то, насколько за время его председательства изменятся стереотипы и позиции стран-членов ОБСЕ и этой организации в целом по отношению к исламу и "исламскому фактору". Это является одним из самых серьезных ожиданий мусульман пространства ОБСЕ от председательства Казахстана в этой организации.

 

Абдулло РАХНАМО, кандидат политических наук

 

Источник - Азия-плюс

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details