Русскоязычное общество – становой хребет государства?!

kazCCPОбъявление нашей страны независимым государством немногим менее 18 лет тому назад было всего лишь делом техники. Не получи она союзного статуса в 1936 году, едва ли ей в 1991 году удалось стать отдельным государством. Но 5 декабря мы не только не отмечаем, но и не помним уже совсем. А ведь именно этому дню Казахстан в первую голову обязан своей нынешней полноценной государственностью.

 

 

У нового времени - новая система исторических дат. Те календарные дни, которые раньше всенародно отмечались как очередная годовщина или юбилей события, вписанного золотыми буквами в летопись страны, сейчас уже начинают постепенно стираться в памяти даже немолодых уже людей. Что же касается поколения, чей период взросления выпал на последнее десятилетие, то есть на годы государственной независимости, оно зачастую и вовсе не имеет никакого представления о знаменательных датах прежнего общественного строя. Оно в этом совершенно не виновато.

 

Все дело в сложившейся в нашем обществе за последнее столетие практике переписывания истории через какие-то периоды времени. В результате этого вновь и вновь повторяется такая нелепая ситуация: человека в детстве и юности всемерно и рьяно приучают с благоговением принимать одну систему духовных ценностей, исторических событий и личностей и знаменательных дат, а потом, когда он наконец-то становиться взрослым человеком, ему уже начинают доказывать ее порочность и заодно навязывать другую. Вырастает следующее поколение - и история повторяется.

 

Так, до конца 30-х г.г. XX века для всего предвоенного поколения казахов олицетворением новой жизни представлялись образы таких выдающихся общественных и государственных деятелей того времени, как С.Сейфуллин, И.Жансугуров, С.Асфандияров, их труды, слова и деяния. Потом все эти лица попали под нож репрессий, их личности были дегероизированы, а имена - преданы, образно говоря, анафеме. Из библиотек исчезли их труды. Письменные казахский язык и литература снова как бы начались с нуля.

 

Спустя лет двадцать одна часть репрессированных деятелей была посмертно реабилитирована, а их труды вернулись в общество. Ими снова можно было гордиться. Но зато не стало публичного культа И.В.Сталина. Снова переписывались учебники. Одни имена оттуда убирались, а другие, наоборот, туда возвращались после десятилетий забвения. Поколение казахов, выросшее в 40-е и 50-е г.г., задним числом обнаружило, что классика казахской литературы и общественной мысли, оказывается, включает в себя куда большее, чем это было известно им по школьной программе, количество имен.

 

Ладно, утешали себя эти люди, мы оказались обделены, но у наших детей теперь будет все по-другому. Выросли их дети.

 

Тут наступила перестройка с гласностью, и они также задним числом узнали об именах и творчестве А.Байтурсынова, М.Дулатова, Ж.Аймауытова и других выдающихся казахских деятелей. Прошло еще немного времени, и в истории Казахстана произошел новый крутой поворот. Вместе с обретением государственной независимости наступила пора отказа от всего того, чем официально было принято гордиться при прежнем общественно-государственном строе. Как будто не при нем, а до него закладывались основы и происходили предыдущие этапы формирования этой самой государственности. Сейчас уже, если исходить из официального толкования, не совсем понятно, к какому времени относится прежний этап становления нашего нынешнего государства – к XVIII или XX веку.

 

Но ведь является же нынешняя Республика Казахстан правопреемницей Казахской автономной советской социалистической республики, образованной в 1920 году и просуществовавшей до 1936 года, и Казахской советской социалистической республики, просуществовавшей с 1936 до 1991 года. А они появились и утверждались в составе СССР, создание которого было объявлено 30 декабря 1922 года.

 

Следовательно, в нынешнем году бывшей советской державе, в рамках которой новая казахская государственность обрела свой основополагающий статус и границы, должно исполниться 87 лет. А также – 73 года преобразованию Казахстана в союзную республику. Именно этот фактор, а не что-то другое еще, предопределил возможность обретения Казахстаном государственной независимости при распаде СССР в 1991 году.

 

Другими словами, объявление нашей страны независимым государством немногим менее 18 лет тому назад было всего лишь делом техники. Не получи она союзного статуса в 1936 году, едва ли ей в 1991 году удалось стать отдельным государством. Но 5 декабря мы не только не отмечаем, но и не помним уже совсем. А ведь именно этому дню Казахстан в первую голову обязан своей нынешней полноценной государственностью...

 

Когда-то считалось, что Казахстан является такой союзной республикой в составе СССР, где наименее ощутимо влияние титульной нации на общественную жизнь. Объяснялось это вроде бы тем, что казахи составляли здесь меньшинство, а русскоязычные - большинство населения. Действительно, было время, когда доля коренных жителей по Казахстану не превышала 28 процентов, а в столице 10 процентов. И вот теперь настали другие времена. Казахстан стал суверенной страной, а его коренное население – вроде бы государствообразующей нацией. Такая реальность существует вот уже немногим менее 18 лет. На стыке 2006 и 2007 годов было объявлен о появлении 9-миллионного казаха. Значит, сейчас казахское население в стране составляет уже почти 60 процентов.

 

В демографическом плане они, получается, достигли положения латышей в Латвии и эстонцев в Эстонии конца 80-х и начала 90-х годов, когда эти самые прибалтийцы ярчайшим образом проявили свое стремление к самостоятельной жизни. У нас же ситуация в этом смысле развивается в диаметрально противоположном направлении. Чем больше увеличивается физическая масса казахов и их доля в составе населения страны (в условиях, кстати сказать, государственной независимости), тем слабее становятся духовные скрепы, связывающие воедино казахское общество, и тем больше сил набирает центробежный процесс внутри него. Собственно, оно не сумело вылиться в государствообразующую нацию в рамках суверенитета. Более того, к настоящему времени, можно сказать, не стало и его самого. Имею в виду, единого общества на основе общих духовных устремлений, традиций, культуры и языка. А есть русскоязычное общество: русское – по культуре, проевропейское - по духу и гражданское - по форме. Оно-то и является сейчас становым хребтом государства.

 

Что же касается казахов, то они разделились надвое. Одна часть – это те люди, которые прошли через процесс натурализации в казахстанцев. Другими словами, интегрировались в русскоязычное общество и по мере своих сил и возможностей самоутвердились там. Как новоиспеченные горажане более всего боятся прослыть деревенщиной, так и казахстанцы казахского происхождения имеют свой родной бзик: как бы не оказаться заподозренным в «мамбетизме». Хотя, этот термин, как считается, означает отсталость и косность, он, прежде всего, ассоциируется с незамутненной казахскостью на базе казахского духа и казахского языка. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие из этих людей подчеркнутым или даже вызывающим образом демонстрируют при каждом удобном случае свой отказ от традиционно казахских поведенческих стереотипов и казахского языка. При этом среди них немало таких, кого едва ли еще можно воспринимать как полноценно дееспособного члена русскоязычного общества Казахстана. Но это уже другой вопрос...

 

Другая часть – это сколок вчера еще достаточно цельного казахского общества. Его теперь можно, видимо, называть этнокультурой, общностью казахов, которые не желают, пока не готовы или просто еще не успели натурализоваться в казахстанцев. Первая часть физической массы казахов постоянно увеличивается за счет второй части. Последняя, разумеется, уменьшается. Но не такими темпами, чтобы можно было говорить о ее самоликвидации в ближайшие годы.

 

Во-первых, потому, что во многих районах страны, особенно в сельской местности славянско-европейского населения мало или совсем не осталось. И нет просто нормальной русскоязычной среды для генерации превращения местных коренных жителей в казахстанцев.

 

Во-вторых – именно в тех районах и происходит главным образом воспроизводство казахов.

 

Как бы то ни было, социальная эволюция коренных жителей страны происходит исключительно по направлению «казахскоязычное традиционное общество – русскоязычное современное общество».

 

Движения же в обратном направлении нет. Потому что в казахском общественном сознании это воспринимается как деволюция или же, иначе говоря, регресс. Нам лично неизвестен ни один случай, когда казах, ставший русскоязычным казахстанцем, вернулся бы в лоно своей родной культуры и языка.

 

Из сказанного выше следует вывод, что названные две части казахов, видимо, больше никому и никогда не удастся объединить в одно самостоятельное и самодостаточное общество. Поезд, как говорится, ушел. И ушел далеко. Так что теперь можно говорить лишь о возможных последствиях. Иными словами, о том, как предположительно будет складываться дальнейший путь казахских частей казахского общества в условиях, когда основная теперь его часть – собственно русскоязычная – ежегодно уменьшается на сотни тысяч людей вследствие отъездов на историческую родину и выездов в эмиграцию в дальнее зарубежье.

 

 

Обзор иностранной прессы c А.Тажутовым

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details