Казахстан, заявлявший до кризиса о "неприкосновенности" налогового режима нефтяных соглашений, может переписать крупнейшие контракты с участниками проектов Тенгиз, Кашаган и Карачаганак.
Такое заявление министра энергетики и минеральных ресурсов Сауата Мынбаева прозвучало после того, как на прошлой неделе Нурсултан Назарбаев поручил чиновникам вывести из "зоны неприкасаемости" крупнейшие нефтяные проекты с участием иностранных инвесторов. Министерство уже начало переговоры об увеличении казахстанских кадров в крупных нефтяных компаниях. Глава ведомства подчеркнул, что по многочисленным старым контрактам "этот вопрос, кроме как переговорами и внесениями изменений в них, невозможно больше никак решить".
Казахстан заключал первые крупнейшие сделки в нефтегазовом секторе в основном в рамках Соглашений о разделе продукции, привлекая инвесторов защитой от налоговых изменений. Позже на фоне благоприятной внешней конъюнктуры власти стали планомерно ужесточать нефтяное законодательство и увеличивать госприсутствие в отрасли. "Сказать, что можно взять и отменить стабильность контрактов - это большой вопрос, - признал Мынбаев. - Если отказываться от налоговой стабильности по этим трем-четырем крупнейшим контрактам, то реальный путь, по-хорошему, это только разрыв контракта, потому что это достаточно кардинальный пересмотр". Он напомнил, что в действующем законодательстве есть норма, которая дает право властям в одностороннем порядке разрывать любые контракты в случае появления "национальной и экономической угрозы".
Крупнейшее в Казахстане месторождение Кашаган разрабатывает North Caspian Operating Company (NCOC), объединяющей итальянскую Eni, американские Exxon Mobil и ConocoPhillips , британо-голландскую Royal Dutch Shell, французскую Total, японскую Inpex Holdings Inc и местную "Казмунайгаз", которая уже удвоила свое присутствие в проекте. Карачаганак и Тенгиз - действующие проекты, среди их акционеров британская BG, итальянская Eni и американская Chevron, перечисляет Reuters.
www.izvestia.ru