Стремление Казахстана войти в десятку крупнейших нефтедобывающих стран мира потерпело фиаско в 2013 году из-за неудачного запуска гигантского месторождения Кашаган, но Астане, тем не менее, удалось укрепить нефтяную отрасль с помощью "ненавязчивой" экспансии Китая, достижения консенсуса с Москвой и планов крупного производителя "Тенгизшевройл", пишет Reuters.
Несмотря на малоэффективное регулирование внутреннего рынка нефтепродуктов, где обновленное многочиленными ротациями руководство отраслью то запрещало импорт топлива из России , то разрешало, пытаясь защититься от наплыва дешевых российских продуктов и создать хоть какой-то баланс, Казахстан завершает год без существенных потерь. Производство нефтепродуктов, недотянув до первоначальных планов 5-10% роста производства светлых нефтепродуктов, перевыполнило их по объёму мазута.
Добыча нефти на месторождении Кашаган с оценочными запасами в 30 млрд баррелей после фанфарного старта в сентябре была остановлена из-за ряда аварий, показав неготовность сложнейшей инфраструктуры, запущенной под давлением контрактных обязательств акционеров.
Не получив поступлений сырья от столь многообещающего и амбициозного проекта, нефтяные компании Казахстана показали лишь небольшой рост добычи в текущем году - до 81,8 млн тонн (предварительная оценка аналитического центра Миннефтегаза Казахстана) с 79,2 млн тонн в прошлом году. Едва выросла и переработка - до 14,3 млн тонн с 14,2 млн в прошлом году.
Экспорт нефти Казахстана возрос чуть заметнее: с провального уровня 2012 года в 68,6 млн тонн показатель достиг 72 млн тонн.
Падающую добычу Казахстана в этом году поддержала компания "Тенгизшевройл", заявившая о росте добычи на другом крупном месторождении - Тенгиз, до 26 млн тонн с 24 млн тонн в прошлом году.
"Тенгизшевройл" в октябре после долгих обсуждений согласовала с Астаной условия будущего расширения производства на Тенгизском месторождении, которое обеспечит прирост добычи сырья на 12 млн тонн в 2018 году.
Отсутствие кашаганской нефти притормозило, но не остановило расширение крупнейшего трубопроводного маршрута экспорта казахстанской нефти в Европу - Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). Тем не менее, фактический экспорт по КТК, в основном объёмов "Тенгизшевройла", в этом году составит около 32 млн тонн в сравнении с 30,5 млн тонн в прошлом году.
При этом по оценке Миннефтегаза Казахстана, только в производстве казахстанской нефти на Китай приходится около 24%. Летом Астана уступила китайской CNPC 8,33 % в Кашагане из 8,4-процентной доли вышедшей из проекта ConocopPhillips взвалив часть финансового бремени самого дорогого проекта в истории на нового акционера.
Казахстан, нуждаясь в расширении экспортных маршрутов, вновь заговорил об увеличении мощности недозагруженного Казахстано-Китайского трубопровода (ККТ) Атасу-Алашанькоу до 20 млн тонн в год с 14 млн , и в декабре трубопроводная госмонополия "Казтрансойл" построила еще две нефтеперекачивающие станции для выполнения этого проекта.
Благодаря стабилизации российского импорта в 2013 году объем поставок по Атасу-Алашанькоу ожидается на уровне 11,8 млн тонн по сравнению с 10,4 млн в прошлом году. В 2012 году Китай недополучил около 2 млн тонн нефти из-за необходимости догрузить Павлодарский НХЗ казахстанской нефтью.
На рынке нефтепродуктов Китай контролирует половину одного из трёх казахстанских НПЗ - Чимкентского - и поставляет нефть на Атырауский НПЗ, а со следующего года будет участвовать в загрузке и Павлодарского НХЗ. В республике действует розничная сеть заправок китайских поставщиков топлива, насчитывающая около 100 АЗС.
В декабре активы Китая пополнились новым битумным заводом мощностью переработки нефти в 1 млн тонн в год, построенным на паритетных началах "Казмунайгаза" с китайской CITIC Group .
На пограничном переходе с Китаем, на станции Достык, работает терминал для перевалки мазута, а в октябре начал работу новый терминал для сжиженного нефтяного газа проектной мощностью 1 млн тонн, - передает http://www.nefttrans.ru.