Всего за несколько дней до вступления в силу американских санкций в отношении Ирана 5 ноября два основных покупателя иранской нефти – Индия и Китай – сопротивляются призывам из Вашингтона снизить эту торговлю до нуля.
По сообщениям СМИ, власти этих стран заявляют, что в мире недостаточно ресурсов, чтобы заменить иранскую нефть.
КАК РЕАГИРУЕТ КИТАЙ?
Вашингтон вновь вводит санкции против Тегерана после выхода из заключенной в 2015 году сделки между Ираном и мировыми державами. Китай, один из самых крупных покупателей иранской нефти, заявил, что намерен придерживаться условий того договора и будет и дальше импортировать сырье, несмотря на звучащие из США угрозы в ответ заблокировать китайским компаниям доступ на американский рынок.
Два других крупных покупателя в Азии – Япония и Южная Корея – уже прекратили поставки, но вероятность сохранения Китая и Индии в качестве клиентов, по всей видимости, позволила Тегерану воспрять духом. Как заявил 28 октября вице-президент Ирана Исхак Джахангир, по расчетам властей, объемы экспорта не должны упасть ниже миллиона баррелей в день. Но даже этот показатель – серьезное падение по сравнению с пиком в 2,5 миллиона баррелей в сутки, достигнутым в апреле, когда США заявили, что вновь введут санкции.
Представитель министерства иностранных дел Китая Хуа Чунйин на прошлой неделе заявила журналистам, что основной вопрос здесь в том, «продолжаем ли мы выполнение договора» с Ираном. По ее словам, Пекин «уже озвучил свою позицию» по этому вопросу.
Китай, импортирующий от 500 до 800 тысяч баррелей иранской нефти в сутки, что обходится ему в 1,5 миллиарда долларов в месяц, возможно, менее озабочен ответными мерами Вашингтона, чем другие страны. Во-первых, это вторая крупнейшая экономика в мире. Во-вторых, Пекин и Вашингтон уже находятся в состоянии торговой войны.
Китай также сотрудничает с европейскими странами, подписавшими договор с Ираном, в расчете создать финансовый механизм оплаты иранской нефти, который не будет использовать американские доллары для расчетов и тем самым позволит обойти санкции. Мировые нефтяные сделки традиционно заключаются в долларах.
Китай предлагает в качестве альтернативы свою национальную валюту. Возможно, в Пекине надеются, что в связи с санкциями США растущее число трейдеров также начнет использовать юань в своих околонефтяных финансовых операциях.
Иран также является стратегическим партнером Китая в рамках инициативы «Один пояс – один путь», чья цель – создать торговые пути и транспортную инфраструктуру через Евразию и Африку.
КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНИМАЕТ ИНДИЯ?
Индия, второй крупнейший закупщик нефти после Китая, также традиционно поддерживает тесные связи с Тегераном. Индийские власти заявляют, что не намерены признавать «односторонние санкции», не введенные ООН.
Но с недавнего времени руководство в Дели пытается «успокоить» Вашингтон. Объем импорта иранской нефти был снижен, а индийские власти пытаются добиться официального разрешения Вашингтона на ведение нефтяного бизнеса с Ираном в ограниченных объемах. Индия находится в очень уязвимом положении, так как она закупает 80 процентов используемой в стране нефти.
Источник в индийском правительстве сообщил агентству Reuters, что власти в Дели проинформировали Вашингтон о невозможности в ближайшее время свести закупки к нулю в связи с растущими ценами на мировом рынке.
«Мы не можем прекратить поставки из Ирана в этот период, поскольку альтернатива обойдется дорого», – заявил агентству анонимный источник.
Reuters также ссылается на неназываемого американского дипломата, подтвердившего, что переговоры с Дели действительно ведутся. По информации этого источника, Вашингтон может разрешить Индии и ряду других стран продолжать закупать иранскую нефть в ограниченных объемах. По официальным данным, Индия ввозила более 500 тысяч баррелей в день, но снизила этот объем в последние месяцы.
КАК РЕАГИРУЮТ ДРУГИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ?
Как сообщает Reuters, Турция – четвертый крупнейший покупатель иранской нефти – также готова выступить против вашингтонских санкций, которые турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган открыто раскритиковал.
По информации агентства, Турция сократила поставки на 50 процентов и могла бы свести их до нуля, но предпочла бы продолжать закупки. Анкара, как и Индия, добивается, чтобы Вашингтон сделал исключение и для нее. Но, по данным турецких властей, они не уверены, что их попытки увенчаются успехом.
Несмотря на публично выраженное Пекином намерение продолжать закупки нефти у Ирана и другие торговые операции с ним, ряд китайских корпораций, по всей видимости, настроены менее решительно в связи с перспективой потерять доступ на американский рынок. Как сообщает Reuters, два китайских энергетических гиганта – Sinopec Group и China National Petroleum Corp – в ноябре не сделали заявок на импорт иранской нефти.
Саудовская Аравия – соперница Ирана как в нефтяной отрасли, так и на политической арене на Ближнем Востоке, по сообщениям, также пытается переманить клиентов Ирана в Азии, предлагая им восполнить нефтяные потери, которые они понесут в случае отказа от импорта иранской нефти.
В этом месяце цена за баррель подобралась к отметке 87 долларов. Это самый высокий показатель за четыре года. В связи с опасениями, что рост цен может негативно отразиться на США и их союзниках, Reuters сообщает, что Белый дом подумывает сделать исключение для ряда стран вплоть до того момента, когда Россия и Саудовская Аравия смогут с уверенностью подтвердить увеличение нефтяной добычи в 2019 году.
Как сообщил агентству министр финансов США Стивен Мнучин, чтобы получить это разрешение, странам придется для начала значительно снизить импорт иранской нефти. Причем это снижение должно быть больше 20 процентов, на которые были урезаны объемы в рамках последнего раунда санкций против Ирана, введенных мировым сообществом.
Радио Азаттык, Октябрь 30, 2018