Количество минусов от Таможенного союза, с которыми приходится сталкиваться населению и бизнесу, пока что превышает число плюсов. Но причина не в том, что недостатков больше, а в том, что преимуществами мы не пользуемся.
Государство увеличило предельные цены на топливо. Теперь для 92-го бензина установлена планка 112 тенге за литр, для 80-го – 91 тенге, а для дизельного топлива – 95 тенге за литр. На остальные виды нефтепродуктов государство, как известно, цены не регулирует.
В приказе о повышении предельных цен на топливо причины такого решения не поясняются. Министр нефти и газа Сауат Мынбаев сообщил, что увеличение связано с ростом мировых цен на нефть. "Никто не будет завозить в убыток себе, нефтетрейдеры завозят по уровню рентабельности", – сказал глава нефтегазового ведомства.
Следует отметить, что предельные цены на розничную продажу нефтепродуктов устанавливаются еще с прошлого года. Но в этот раз их расчет впервые произведен по правилам, специально разработанным и утвержденным правительством. Для этого расчета применяется сложная формула, в которой одна из главных составляющих именно мировая цена нефти. Помимо нее, при расчете учитывается все, что только можно, – стоимость перевозки нефтепродуктов, затраты на их хранение, операционные расходы участников рынка, их маржа в размере 15%.
Тем не менее, помимо мировых цен на нефть и объективных затрат на производство и продажу неф-тепродуктов, есть и другие факторы. Первый – это ценовые сговоры и зло-употребления поставщиков и посредников. Антимонопольное ведомство выявляет нарушения, а сколько их остается вне поля зрения государства, остается лишь догадываться. Рынок нефтепродуктов далек от свободной конкуренции, и поэтому "объективной рыночной стоимости", о которой любят говорить чиновники, не было и нет.
Другой фактор – это расширение рынка за счет Таможенного союза. Теперь никуда не деться от того, что цены в Казахстане, России и Беларуси будут стремиться к равенству. И, как показывает практика, равнение стоимости топлива всегда происходит в сторону не уменьшения, а увеличения. Сейчас по ценам лидирует Россия. Литр 92-го бензина обходится там свыше 130 тенге. Причем нынешние цены пока еще находятся в режиме "заморозки", в который они были отправлены в период президентской предвыборной кампании.
Ожидается, что в ближайшее время этот режим будет "отключен", и тогда стоимость нефтепродуктов пойдет вверх. Тем более что ценам на нефтепродукты, по словам российских производителей, есть куда стремиться – к европейским показателям, которые пока еще выше.
Не факт, что скачок цен будет резкий, потому что в таких случаях российские антимонопольщики быстро реагируют, наказывая продавцов. Скорее всего, будет происходить ползучий рост стоимости топлива, и поставщики рано или поздно возьмут свое. Ну а потребители свое потеряют.
Примерно по такому же сценарию будут развиваться события и в Казахстане. Хотя у нас есть защитная мера в виде тех же предельных цен на розничную продажу топлива, но сдерживать стоимость бензина и допускать слишком большую разницу с Россией не получится. В противном случае мы столкнемся с дефицитом топлива, поскольку отечественная промышленность полностью обеспечивать внутренний рынок не в состоянии.Подорожание топлива вызвало очередную волну недовольства в адрес Таможенного союза. Тем не менее следует признать, что он не является единственной или главной причиной. Фундаментальная причина хронических проблем топливного рынка Казахстана – отсутствие современных нефтеперерабатывающих мощностей, способных обеспечить республику качественным и доступным горючим. Если уж искать негативное влияние Таможенного союза, то оно, скорее, связано не с топливом для "железных коней", а с самими этими "конями". Резкое увеличение таможенных пошлин на ввоз подержанных автомобилей из-за пределов ТС поломало всю структуру автомобильного рынка. Пока что он еще держится на запасах, заготовленных впрок. Но в будущем придется либо покупать автомобили, собранные в Таможенном союзе, либо переплачивать за подержанные машины. Предстоящее вступление во Всемирную торговую организацию должно привести к снижению таможенных пошлин. Но, как уже становится понятно, это вряд ли удешевит автомобили. Россия уже инициировала вопрос о введении в Таможенном союзе системы утилизационных сборов с автомобилей. Фактически она сыграет роль заградительной пошлины для ввозимых авто, чтобы защитить производителей в ТС.В целом повышение цен на те или иные товары в связи со вступлением в Таможенный союз – вопрос крайне неоднозначный. Дело в том, что его влияние подсчитать достаточно сложно, поскольку трудно спрогнозировать, как вели бы себя цены без работы ТС. Кроме того, стоимость товаров формируется не только с учетом объективных факторов, то есть увеличенных таможенных пошлин, но и субъективных вещей. Не секрет, что отечественные предприниматели любят прикрывать повышение расценок на товары какими-нибудь внешними причинами, будь то Таможенный союз или война в Ливии.
Еще одна категория проблем, с которыми сталкиваются потребители из-за объединения экономического пространства трех стран, связана с внедрением единых технических требований к ввозимым товарам. Унификация – звучит красиво, но на практике население из-за нее сталкивается с неожиданными трудностями. Например, установление единых требований к ввозу лекарственных средств привело к тому, что поставки ряда препаратов в Казахстан прекратились только потому, что их ввоз не разрешен в другие страны ТС.Оценивать преимущества и недостатки Таможенного союза очень сложно, потому что нет четких критериев того, что мы хотели получить. Сама концепция была понятна. Мы соглашаемся на ряд неудобств, чтобы взамен получить выгоду. Главная из них – создание возможности для ухода от сырьевой направленности экономики. Скромный внутренний рынок не был интересен отечественным и зарубежным предпринимателям, чтобы серьезно инвестировать в производство. ТС эту ситуацию меняет, многократно расширяя рынок. Иными словами, основная его цель – стимулировать приток инвестиций в несырьевую сферу. Отсюда вытекают другие плюсы, включая создание рабочих мест, устойчивость экономики.
Стратегическое направление задано. Глава государства во время практически всех своих переговоров с зарубежными лидерами и делегациями акцентирует внимание на новых возможностях казахстанской экономики, которые появились после создания Таможенного союза и Единого экономического пространства. А дальше нужна уже техническая работа правительства и местных органов власти, чтобы перевести концептуальные выгоды в практическую плоскость. Но осмысленной работы в этом направлении не чувствуется.Есть ли вообще у государства четкий план действий, как использовать преимущества ТС? Какие отрасли мы собираемся сделать точками приложения сил? Вот мы получили доступ к 170-миллионному рынку. И что дальше? Что этому рынку предложить?
Сборка автомобилей – это хорошо, но на них одних далеко не уедешь. Нужны другие проекты, рассчитанные на общий рынок. Но где они? Фактически сейчас вся тактика сводится к тому, чтобы плыть по течению. В этом и заключается главная причина того, что население ощущает на себе больше минусов от Таможенного союза, чем плюсов.В период создания ТС, когда все только формировалось, еще можно было говорить о теоретических плюсах и использовать общие фразы вроде роста торгового оборота с Россией и Беларусью. Но сейчас этого мало, нужны практические действия. Их отсутствие и есть главный минус. Причем не только ТС.
№ 63 (17421) от 11.04.2012
Тимур ИСАЕВ, аналитик, Астана
Источник - Экспресс-К