Непростой разговор о судьбах рекордного урожая состоялся на днях на заседании фракции партии "Нур Отан". Премьер-министр попытался успокоить собравшихся – мол, все идет по плану! Однако еще больше перепугал и парламентариев, и зернопроизводителей...
В этом году и сельчане, и погода единым фронтом выступили в битве за большой урожай. Он и получился рекордным, какого не было за последние 60 лет!
Однако сразу же обозначилась главная проблема: где хранить? Замаячил призрак и рекордных потерь – элеваторы страны на такие объемы не рассчитаны. Министр сельского хозяйства Асылжан МАМЫТБЕКОВ у себя в Twitter написал: "Урожай большой. Проблемы по хранению будут. Но драматизировать не надо".
А депутатам сообщил, что объявлен закуп в ресурсы Продкорпорации до 5 миллионов тонн по цене 25 тысяч тенге, что, по его мнению, позволит сбалансировать спрос и предложение на зерновом рынке.
Это здорово, но заметим: уже сейчас, когда четверть полей еще не убрана, намолочено 18,3 миллиона тонн. Почти в четыре раза больше...
Справедливости ради нужно сказать, Асылжан Сарыбаевич давно заверяет: больше 14 миллионов тонн Казахстану не нужно. Дальше начинаются проблемы. Сейчас напомнил: "И этот год лишний раз доказывает, что нам надо диверсифицировать посевные площади, увеличивать производство и потребление кормовых культур".
Однако что выросло – то выросло. И как быть?
Премьер-министр Карим МАСИМОВ выход видит в одном: быстро все продать.
– Один из принципиальных вопросов – рынки сбыта. В октябре будет открыта новая дорога через Туркмению. До конца года откроется еще одна дополнительная железная дорога на Китай через Хоргос. Думаю, что расширение новых рынков сбыта через Туркмению в Персидский залив и Афганистан и через Китай – в сам Китай и в некоторые другие страны Юго-Восточной Азии – это решение вопросов.
По его словам, необходимо как можно больше экспортировать сейчас, "прямо с колес". Но часть зерна все-таки придется хранить – в том числе на полях.
Картина обозначилась удручающая: крестьяне – в долгах по кредитам, которые брали на посевную и уборку, хлеб – в поле. Что остается сельчанам, как не продавать пшеницу за бесценок, лишь бы сбыть?
Правда, ответственный секретарь Минсельхоза Евгений АМАН уже после совещания пояснил:
– Если зерно сухое, то хранить его на открытых площадках вполне допустимо. В зиму перекинул, охладил – и до марта зерно можно так держать, а по мере высвобождения элеваторных и складских емкостей прятать под крышу.
А если мокрое? Пошли дожди...
Комментарий в тему
– Сегодня дело не доходит до того, чтобы зерно хранить на полях. Будут лишь единичные случаи, – говорит депутат Мажилиса Парламента РК Петр ДМИТРИЕНКО. – Но я хотел другое услышать: не повторятся ли ошибки прошлого года по реализации? Помните, в прошлом году Премьер говорил, что в Китае будут емкости дополнительные открыты, в Иране, Ираке, в порту Грузии... Этого не случилось. Как будет в этом году? По Китаю вопрос так и не решен, насколько мы поняли, с Ираном, Ираком – тоже под сомнением. Уроки, выходит, не учтены?
А то, что урожай большой, так этому радоваться надо, закупить побольше хлеба у крестьян – и печь дешевые хлеб и булочки. На это нацеливать надо.
Астана
Наталия БУРАВЦЕВА
23 сентября 2011
"Караван"