Казахстан намерен освоить все пять переделов урана – от добычи, конверсии и разделения изотопов до изготовления топливных таблеток и тепловыделяющих элементов и сборок. Причем задача стоит не просто освоить, но и вырваться в мировые лидеры.
Казахстан намерен освоить все пять переделов урана – от добычи, конверсии и разделения изотопов до изготовления топливных таблеток и тепловыделяющих элементов и сборок. Причем задача стоит не просто освоить, но и вырваться в мировые лидеры.
Об этих амбициозных планах поведал в четверг участникам Четвертого Евразийского энергетического форума в Астане министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев.
По словам главы МЭМРа, Казахстан не намерен выпадать из общемировой тенденции, согласно которой доля ядерной энергетики в общем объеме производства увеличится к 2050 году в 2 раза: до 35% с нынешних 17%. Естественно, что, обладая вторыми запасами урана в мире, страна хочет получить от этого богатства как можно больше. Сколько именно, министр озвучил. Как — озвучить забыл.
Точнее, на вопрос, «как» Казахстан собирается от двух существующих переделов — добычи и изготовления топливных порошков и таблеток — идти ко всем пяти, ответ формально был дан.
- Понятно, что в кооперации с ведущими мировыми компаниями, — сказал на форуме г-н Мынбаев.
Тут, правда, остается неясным, захотят ли эти самые ведущие мировые дальше иметь с нами дело после уголовного дела экс-главы «Казатомпрома» Мухтара Джакишева.
Весь фокус в том, что урановый рынок ограничен, спекулянтов и мошенников на нем в силу его специфики не наблюдается, а потому обвинение Джакишева в распродаже стратегических активов абы кому — это плевок и в сторону тех самых «ведущих мировых». Которые теперь будут долго думать — а надо ли им приходить в страну, в которой менеджера могут посадить за то, что он вывел дряхлеющую госкомпанию в лидеры. А все сделки, заключенные прежним менеджментом, походя объявить «грабежом народного достояния».
К сожалению, этих вопросов на форуме не прозвучало. А потому остался без ответа вопрос о том, насколько осуществимы «амбициозные, но реальные», как их охарактеризовал глава МЭМР, планы по захвату мировых рынков. Согласно им, к 2020 году страна намерена занять 16% от общемировых конверсионных мощностей, отхватить 7% на мировом рынке обогащения урана, довести долю продаж топливных таблеток до 13%, а на ранее не освоенном рынке изготовления тепловыделяющих элементов и сборок занять нишу в 14%.
Любопытно, что не стал комментировать эти планы и нынешний глава «Казатомпрома» Владимир Школьник, вышедший из зала заседаний с мечтательной улыбкой на лице: то ли настолько проникся цифрами Минэнерго, то ли уже видел себя на пенсии за рулем разбитого «Запорожца». В любви к украинским авто, напомним, он расписался еще в бытность министром индустрии и торговли, а должность главы «Казатомпрома» вполне позволяет скопить на это чудо советского автопрома. Если, конечно, не пришьют распродажу стратегических активов за бугор со скидкой, что тоже бывает...
Республика