В нефтяном конфликте с Белоруссией Россия рискует потерять "новорожденного"
Очередная псевдопатриотическая истерика разгорается по поводу нежелания Белоруссии платить таможенные пошлины за купленную российскую нефть. "Телеголовы" круглосуточно вещают о "щедром подарке Кремля Лукашенко", насчитывают аж 1,8 млрд. долларов якобы субсидий белорусской экономике. И создается ощущение, что в угоду власти российские эксперты готовы окончательно забыть про здравый смысл. А ситуация-то укладывается в нехитрую формулу: за что боролись, на то и напоролись.
Аргументация "эксперта, близкого к переговорам", которого сейчас напропалую цитируют официальные СМИ, поражает своей цифровой насыщенностью: "Россия выразила намерение субсидировать экономику Белоруссии в размере 6,3 млн. тонн нефти, что, учитывая пошлинную ставку 267 долларов за тонну, принесет Белоруссии 1,8 млрд. долларов". А может быть, и больше, полагает эксперт, считая, что нефть и далее будет дорожать. Дескать, мы поставим нефть для собственных нужд Белоруссии беспошлинно, а за остальное — платите по полной. Как Германия или Польша.
Второй аргумент, который приводит тот же анонимный "близкий эксперт" в обоснование российской позиции, сводится к констатации того, что на белорусском рынке в сфере топливно-энергетического комплекса действует много посредников, связанных с представителями действующей власти. Однако и тот и другой аргумент, увы, не выдерживает элементарной проверки логикой.
Начнем со второго. В России, конечно же, все нефтяные и нефтеперерабатывающие предприятия работают без посредников и присосавшихся к ним чиновников на всех уровнях власти. Это столь "непоколебимая" аксиома, что о ней даже говорить не стоит, а не то что доказывать. Но какое дело нам до белорусских посредников, которые, выстроившись в цепочку, по логике, должны лишь снижать рентабельность НПЗ в братской стране, объединенной с нами не только в полумифическое Союзное государство России и Белоруссии, но и в реальный Таможенный союз (ТС), к коему присоединился еще и Казахстан? Парадокс состоит в том, что именно наличие ТС, заработавшего с 1 января нынешнего года в первую очередь усилиями России, и сводит на нет российскую же аргументацию на переговорах.
Если уж мы сообразили на троих единое таможенное пространство, то какие пошлины могут существовать внутри него? Как следует из Таможенного кодекса Таможенного союза, "таможенная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу". Вовне или извне, а не внутри.
Россия много раз декларировала взаимную выгоду от Таможенного союза для всех его участников на словах, но оказалась не готова к тому, чтобы сделать реальный шаг навстречу соседям. Или наши чиновники просто плохо просчитали: свою выгоду учли, а издержки решили заранее свалить на соседей, полагая, что они стерпят. А они терпеть не хотят.
В конце концов, если не хотите "дарить" нефть Белоруссии, то просто не продавайте "братской стране" ничего свыше тех самых 6,3 млн. тонн нефти. Но в этом случае уже не белорусские посредники, тесно связанные со своей властью, останутся без барышей, а российские. А новорожденный Таможенный союз можно будет сразу похоронить.
Источник: www.mk.ru