Через ее фирмы в числе прочих прокачивали государственные деньги Военный институт КНБ РК - в общей сумме свыше 10 миллионов тенге, ДВД Алматы - на сумму свыше 7 миллионов тенге, специализированная служба охраны по г. Алматы - 175 тысяч тенге и одна из войсковых частей МЧС - на 45 тысяч 450 тенге. Кого после этого удивит, что уголовное дело по вскрывшимся фактам обналичивания денег не возбуждено до сих пор?
В последнее время в центре общественного внимания все чаще оказываются конфликты между спецслужбами, материалы о которых неизменно появляются и на страницах нашей газеты. Но публикуем их мы не потому, что нам кто-то кого-то "заказал", как пишут некоторые читатели в гостевой книге сайта нашей газеты, а по гораздо более серьезным причинам. Кстати, об этих причинах подробно пишет кандидат политических наук Ерлан Карин.
Задержание сотрудниками КНБ заместителя департамента финполиции Алматы Айдына Жантелеева с несколькими граммами марихуаны в карманах все больше начинает походить на какой-то плохо срежиссированный фарс. Сначала представители КНБ заявляют, что это задержание не было спланированной охотой на высокопоставленного чиновника финпола, а потом на пресс-конференции сообщают, что велась целенаправленная оперативная разработка друзей детства Жантелеева, которые вместе с ним баловались наркотиками. Или сначала опровергают информацию, что в задержании участвовала "целая армия спецназа", а потом сами же демонстрируют журналистам оперативную видеозапись, где есть спецназ с автоматами и в масках. А уж появление в кадре спичечного коробка с дурью - это уже просто классика жанра...
Только непонятно, куда же исчезла запись с камер видеонаблюдения, установленных в подземном гараже, где производилось задержание Жантелеева - на ней уж точно должно быть видно, имел ли место подброс наркотиков. Кстати, про эту запись, способную развеять все сомнения, кроме нашей газеты, почему-то никто не вспоминает. А еще не может не вызывать сочувствие и жалость один из друзей детства Жантелеева - Мухит Тагаев, которого следствие подает общественности как главного свидетеля. Можно себе представить, в какие тиски был зажат человек, что, во-первых, стал давать показания против своего старого друга (даже если они вместе только курили "травку"), а во-вторых, взял на себя роль поставщика этой самой "травки" для Жантелеева. Тем самым Тагаев попадает под действие куда более тяжкой статьи Уголовного кодекса, карающей за распространение наркотиков. В этом контексте совсем непонятно, почему всего лишь подозреваемого в употреблении наркотиков Жантелеева берут со стрельбой и спецназом, а потом отправляют в камеру следственного изолятора, а наркодилера, который признается, что поставлял ему марихуану, прикрывают программой по защите свидетелей?
Курил марихуану Айдын Жантелеев или не курил, а если все-таки курил, то взатяг или не взатяг - с этим теперь пусть разбирается Генеральная прокуратура. Таких курильщиков любой участковый инспектор каждую неделю без всякого спецназа, масок-шоу и стрельбы в потолок пачками берет.
Суть в другом.
Задержание Жантелеева - всего лишь один из целой череды подобных скандалов с участием сотрудников КНБ, разразившихся в последнее время.
Это, например, похищение и вывоз в Киргизию бизнесмена Магомедова.
Это и задержание по весьма туманному обвинению троих высокопоставленных офицеров Южного управления по борьбе с оргпреступностью, которые во взаимодействии со спецслужбами Киргизии пресекли транзит в Казахстан крупной партии героина.
Это и обыск в здании финпола Алматы, свидетелем которого был юрист Сергей Уткин - представители КНБ заявили, что они там изымали некие материалы.
Это и изъятие сотрудниками КНБ записи камеры видеонаблюдения из приемной прокурора Алматы Амирхана Естаева... В Интернете на различных информационных сайтах уже появились комментарии, что все эти скандалы напрямую связаны с разборками групп властной элиты, которые имеют влияние на различные правоохранительные органы. При этом называются очень известные фамилии. Мол, они под видом борьбы с преступностью, коррупцией и злоупотреблениями просто выясняют отношения между собой, не особенно стесняясь в методах. В общем, паны дерутся, а у холопов чубы трещат. Нечто подобное, кстати, уже было несколько лет назад, когда в фаворе был незабвенный интриган Рахат Алиев.
С этими выводами, конечно, можно не согласиться. Но трудно поспорить с тем, что денежные потоки через правоохранительные органы проходят такие, что кого угодно могут довести до греха.
...На днях некий неизвестный доброжелатель оставил для меня на проходной редакции одну черную папочку, которая содержит очень любопытные сведения.
В частности, в этой папке рассказывается, какие материалы искали работники КНБ в здании финпола Алматы, свидетелем чего стал юрист Уткин. А также объясняется изъятие видеозаписи из приемной городского прокурора Естаева.
Оказывается, речь шла о материалах уголовного дела в отношении группы сотрудников ГАСК по Алматинской области. Сначала это дело расследовал финпол, и следователь ходатайствовал перед судом о даче санкции на арест всех подозреваемых. Но прокуратура ходатайство не поддержала, суд в санкции отказал. Но вскоре в отношении все тех же сотрудников ГАСК уголовное дело возбудил КНБ, обвиняя их в даче взятки в особо крупных размерах работникам прокуратуры и финпола. Борьба с коррупцией? Как сказать. Ни изъятие видеозаписи, ни обыск в кабинетах финпола ничего не дали. Однако не переведут ли в разряд ценных свидетелей сотрудников ГАСК, если они дадут показания, кому и сколько давали на лапу? Так в практике наших спецслужб уже бывало.
Другой пример - расследование финполом дела руководителя АО "Алматы Инвест Менеджмент" гражданки Бектемисовой. Следователя финпола сейчас дер-гают за незаконное проведение у нее обыска. Но при этом подозревают в получении взятки в размере 3 миллионов долларов за непривлечение ее к уголовной ответственности.
Еще один пример: в октябре 2009 года на входе в один из банков сотрудники финпола задержали некую Валентину Белоконь. На руках у нее были свыше 15 миллионов тенге наличными, а также печати и чековые книжки на пяток частных фирм. При обыске дома у нее обнаружены учредительные документы и печати еще на десяток фирм. Это были обнальные фирмы. Согласно заключению налогового комитета Алматы, только по трем проверенным фирмам суммы неуплаченных налогов составили два миллиарда тенге. Знаете, кто были партнеры госпожи Белоконь?
Через ее фирмы в числе прочих прокачивали государственные деньги Военный институт КНБ РК - в общей сумме свыше 10 миллионов тенге, ДВД Алматы - на сумму свыше 7 миллионов тенге, специализированная служба охраны по г. Алматы - 175 тысяч тенге и одна из войсковых частей МЧС - на 45 тысяч 450 тенге. Кого после этого удивит, что уголовное дело по вскрывшимся фактам обналичивания денег не возбуждено до сих пор?
Содержимое попавшей к нам черной папочки касается и некоторых очень высокопоставленных чиновников. Так, один большой чин из КНБ оказался настолько состоятельным человеком, что за свой счет возвел в родном селе в Павлодарской области мечеть в память о покойном отце. Дело, конечно, благородное и богоугодное. Вот только возвести такой храм божий стоит миллиона полтора баксов. Откуда они у офицера спецслужбы? Вопрос не к нам. Правда, на своей малой родине этот уважаемый господин почему-то представлялся не госслужащим, а преуспевающим предпринимателем. Во всяком случае, именно так сказано на официальном сайте акимата Павлодарской области. Но вполне допускаем, что замначальника ДКНБ по Алматы Серик Асаинов по долгу службы живет под такой легендой. Как Штирлиц.
Кстати, гостей на открытие этой мечети из Алматы доставляли двумя чартерными рейсами на специально зафрахтованных для этого самолетах. По крайней мере, один из этих самолетов принадлежит "Авиаспасу" МЧС. Вот какими возможностями обладают офицеры наших спецслужб!
А еще в той папочке подробно рассказано, как на границе с Китаем таможня, КНБ, МВД и финпол делят большой контрабандный пирог. Кто кого крышует. Кто собирает деньги, кто кому передает. Кто за всем этим стоит. Дело иной раз доходит до вооруженных разборок, мордобоя, вывоза представителей конкурирующих структур в глухую степь с копанием могил в качестве устрашения и прочей детективной атрибутикой. Утверждается, что последний скачок цен на китайские товары на базарах республики связан именно с очередным переделом сфер влияния между силовыми структурами. Якобы победившее ведомство резко подняло тарифы, взимаемые с каждой машины. И снова называются имена - одно влиятельнее другого.
Так что скандал с наркотиками в карманах замначальника алматинского финпола явно не последний.