Вчера завершился визит президента Израиля Шимона Переса в Казахстан. На переговорах с Нурсултаном Назарбаевым он в числе многих других обсудил тему расширения военного сотрудничества двух стран.
Она вызвала особый интерес местной прессы, так как накануне в Астане разразился крупный скандал, связанный с поставками в Казахстан израильского оружия. Его итогом стали отставки в казахстанском военном ведомстве, а также арест израильского посредника в этой сделке. Оружейная история прозвучала громко прежде всего потому, что она нанесла государству ущерб в 82 млн. долл.
Кроме того, она сопровождалась отставками в Министерстве обороны Казахстана. Своего поста в июне лишился министр обороны Даниал Ахметов, а его заместитель, генерал-лейтенант Кажимурат Маерманов, непосредственно курирующий оружейные операции, был арестован. Известно, что генералу Маерманову инкриминируются фальсификация результатов конкурса на разработку и производство артиллерийских систем «Найза», «Семсер» и «Айбат» и растрата бюджетных денег.
Одновременно был арестован и гражданин Израиля Борис Шейнкман, который выступал посредником при заключении сделок Минобороны Казахстана с компаниями израильского оборонного комплекса, в частности, известной фирмой Soltam. Шейнкман уже четвертый месяц содержится в следственном изоляторе Комитета национальной безопасности (КНБ), и это также стало одной из тем переговоров Шимона Переса с Нурсултаном Назарбаевым. Дело в том, что накануне визита израильского лидера в Астану дочь Шейнкмана подала иск в БАГАЦ (Высший суд справедливости Израиля) с требованием обязать правительство страны принять участие в судьбе ее отца и сделать все необходимое для его освобождения. В иске утверждается, что Борис Шейнкман работал на Государство Израиль и стал «жертвой заговора» в период исполнения им обязанностей представителя предприятий израильской оборонки в Казахстане.
Как стало известно «НГ», первоначально президенты не планировали обсуждать данную тему. «Эта очень запутанная история, в которую вовлечены не только Израиль и Казахстан. По сообщению израильских СМИ, за скандалом вокруг поставок израильских вооружений Казахстану стоит Россия, желающая вытеснить конкурентов из зоны своего влияния», – сказал «НГ» гендиректор Информационно-аналитического центра (ИЦА МГУ) Алексей Власов. По его мнению, серьезное расследование может вовлечь в скандал не только военные ведомства, но и высокопоставленных гражданских чиновников обоих государств.
Как бы то ни было, Шимон Перес в беседе с Нурсултаном Назарбаевым коснулся как темы военных поставок, так и ареста Шейнкмана. Израильский лидер попросил казахстанского коллегу обеспечить Шейнкману необходимую юридическую поддержку и разрешить родственникам периодически навещать его. До настоящего времени арестованного по одному разу посетили лишь его сын и посол Израиля в Казахстане.
Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев сказал «НГ», что для Шимона Переса важно было не только обсудить щекотливые вопросы, но восстановить доверительные отношения с Казахстаном. Скандал скандалом, а израильские компании намерены и впредь расширять свое присутствие на местном рынке вооружений. Кроме того, отметил Сатпаев, военное сотрудничество охватывает не самый главный сегмент рынка. Намного больше представлен израильский бизнес в аграрном секторе Казахстана. Поэтому не случайно, что по прибытии в аэропорту Переса встречал министр сельского хозяйства страны. Это – индикатор, сигнализирующий, что основное развитие идет в сельскохозяйственной сфере, а не в оборонной отрасли, полагает эксперт. В частности, Казахстан уже широко внедряет израильскую технологию капельного орошения. Это актуально, поскольку 60% сельхозугодий республики подвергаются опустыниванию.
По итогам переговоров лидеры двух стран договорились, что Казахстан будет закупать у Израиля спутники наблюдения и иную космическую технику. Как сообщил председатель Казахского национального космического агентства (Казкосмос) Талгат Мусабаев, по итогам переговоров решено, что Астана и Тель-Авив будут совместно строить спутник «KazSat-3». Это лишь первый этап в череде амбициозных двусторонних проектов. Подписанное соглашение «Об освоении и использовании космического пространства в мирных целях» позволяет перейти к осуществлению совместных космических проектов.
Напомним, что спутник «KazSat-1» был построен совместно с Россией. Запуск прошел успешно, однако через год сигнал пропал. Несмотря на усилия, обнаружить сателлит не удалось. «Потерялся на орбите», – объяснили тогда в российском космическом центре и приступили к созданию спутника «KazSat-2». Мусабаев не исключает, что к строительству «KazSat-3» и особенно в части создания спутниковых систем дистанционного зондирования земной поверхности будет привлечена израильская сторона. А вот тема аренды Байконура Израилем, о чем активно писали накануне израильские СМИ, не затрагивалась. Между тем сообщалось, будто Казахстан выражает заинтересованность в передаче космодрома под контроль Израиля, после того, как через шесть лет Россия введет в строй новый космодром «Восточный». В этой связи Досым Сатпаев считает, что желающих перехватить у России Байконур много. Кроме Израиля серьезными конкурентами Москвы здесь могут выступить Индия и Китай. «Скорее всего можно будет говорить о некоем альянсе стран, которые могут объединиться, чтобы использовать космодром для своих целей», – сказал эксперт «НГ».
Гладкий ход переговоров и достижение важных соглашений в немалой степени объясняются принципиальным заявлением Шимона Переса, который сказал, что «Казахстан может сыграть значительную роль в прекращении конфликта на Ближнем Востоке». Это, по мнению гендиректора ИАЦ МГУ Алексея Власова, стало реверансом в сторону казахстанского президента: Нурсултана Назарбаева традиционно принято считать главным модератором конструктивных процессов на постсоветском пространстве, но казахстанский лидер претендует на более глобальный масштаб. Шимон Перес дал понять, что Астана может играть заметную роль и далеко за пределами Содружества, в частности – на Ближнем Востоке. Однако инструменты этого гипотетического влияния неочевидны. Впереди – председательство Казахстана в ОБСЕ, однако эта структура имеет к ближневосточной проблематике лишь опосредованное отношение. Правда, «можно использовать трибуну Совещания по взаимодействию мерам доверия в Азии (СВМДА), в рамках которого Назарбаев уже неоднократно усаживал за стол переговоров конфликтующие стороны», – считает Власов.
http://www.ng.ru/printed/228117
Виктория Панфилова
Независимая газета
04 Jul 2009