Featured

Прошлое... с оглядкой на настоящее

"Аташка, мы празднуем 18-летие независимости Казахстана. А что, до этого у казахов не было своей страны?"

 

 

 

Такой вопрос накануне Дня независимости задал мой шустрый 8-летний племянник. Я не стал ему отвечать тезисом недавнего заявления нашей ОСДП "Азат": "Вернуть прошлое народу, чтобы обрести будущее". Не поймет он пока.

А других объяснений, понятных второкласснику, которому в 2030 году будет всего-то 29 лет, я, признаться, в тот момент сразу и не нашел...

 

Нет, официально утвержденные и прекрасно оформ­ленные учебники истории имеются. Как и большие монографии и исследования. Казалось бы, никто не забыт, всем сестрам роздано по серьгам. Существуют целые институты с громкими названиями. Пишутся исторические труды, создаются произведения искусства, связанные с историей страны. Все это довольно живо расписывается в СМИ.
Но для любого человека, который не понаслышке знаком с ситуацией, ясно, что над всем этим довлеет одно, печально известное с недавнего советского прошлого понятие - политическая конъюнктура.

 

Вся история у нас исследуется и пропагандируется как бы... с оглядкой. На настоящее. Точнее, на тех, кто сидит в верховной власти. На их сиюминутные интересы и меркантильные политические планы. Меняются их взгляды и приоритеты - тут же вносятся коррективы в историю! В результате мы - страна не только с непредсказуемым прошлым, но и с не очень определенным настоящим. О будущем я просто молчу.

 

Смотрите, во что превратили современную историческую науку - из царицы наук она превратилась в прислужницу. С ней власть не церемонится, наоборот, сплошь "докторизованное" чиновничество привыкло ею понукать и указывать на ее место. Благо универсальный принцип "кто платит, тот и танцует... историю" безотказен. И здесь, пользуясь своим бюджетным превосходством, власть создала монополию. Историческая наука неприбыльна и потому не очень привлекательна для молодых ученых. Она не может привлечь их и соответствующим общественным статусом. И потому туда не рвутся честолюбивые будущие Плутархи, Валихановы и Маргуланы.
В пренебрежительном отношении к себе виновато и само научное сообщество. Оно на удивление общественно не активно, хотя история - дисциплина общественная. Конечно, служение музе истории Клио не терпит суеты, но все же как можно молчать, когда эту музу превращают в наложницу?!

 

К тому же история и ее примеры имеют непреходящее педагогическое значение для подрастающего поколения. Каких граждан мы воспитаем, если они будут изучать тенденциозную и прошедшую цензуру чиновников историю? Надо понять: честная и справедливая история формирует таких же честных и справедливых граждан. А лживая и субъективная - соответствующих!

 

Нет слов, и ныне много достойных уважения ученых-историков, настоящих патриотов своего дела. Есть объективные исследования. Но их катастрофически мало, и власть делает все, чтобы они не дошли до широкой общественности: скромные тиражи, отсутствие рекламы в СМИ. Вместо них пропагандируются идеологически выверенные, "правильные", но не всегда достоверные труды и учебники.

 

Надо заметить, что власть использует эту науку в своих интересах вполне профессионально и эффективно. Под каждое спорное, но нужное для сегодняшней власти экономическое или политическое нововведение подводится соответствующая историческая база. Тут же находятся нужные на этот момент примеры и аналоги. Тем более что история человечества противоречива, и многие факты носят зачастую взаимоисключающий характер. Так что одни и те же примеры в зависимости от конкретной ситуации имеют порой противоположное значение. Чем не повод для лукавого псевдоисторического маневрирования! Все это относится не только к историческим исследованиям. Но и к произведениям литературы, театральным постановкам, кинофильмам и даже эстрадным песням!

 

Например, как только начала усиливаться демократическая оппозиция, практически перестали пропагандироваться исторические деятели, в свое время выступавшие против власти. Точно так же и народные восстания против тогдашних правителей (в центре и на местах) и их предводители. Те же глашатаи свободы и вольности, оппозиция хану Жангиру - Исатай и Махамбет. Заложившее основу новейшей государственности движение "Алаш-орда", 90-летие которого так и не было достойно отмечено властью.

 

Причина понятна: власть не хочет, чтобы свободолюбивые потомки этих деятелей делали исторические параллели и задавали неудобные вопросы о причинах народных выступлений (ох как это опасно на фоне неэффективных антикризисных мер правительства).

 

Посмотрите на исторические цитаты, вывешенные на улицах и в общественных местах, особенно в областях и районных центрах. Вы почти не увидите слов "свобода", "равенство", "справедливость". Но зато помимо дежурных дифирамбов в адрес власти там настоящее засилье тенденциозных пословиц и лозунгов с преобладанием слов "спокойствие", "сплочение" (понятно вокруг какой партии), "терпение", "порядок", "дисциплина" и т.д.

 

Чем не историко-психологическое зомбирование населения? Эффект 25-го кадра просто отдыхает!

Меня особенно беспокоит ярко выраженная трайбализация процесса осмысления прошлого, усиливающееся местничество в пропаганде тех или иных исторических личностей. И здесь свой принцип: каждый кулик хвалит... кулика только из своего болота.

 

На местах творится самый настоящий исторический беспредел! Недавно был у себя на родине в Кызылординской области и с удивлением узнал, что одна из улиц названа в честь чиновника средней руки, который в свое время слыл в народе махровым взяточником. Оказывается, его сын ныне большой чиновник, вот и пробил нужное решение. То тут, то там появляются "бии" и "батыры" местного значения, которые, судя по книгам, написанным их потомками, были чуть ли не на короткой ноге с Абылаем и Абулхаиром! И эту вакханалию, связанную с появлением "новоявленных пророков" в своем Отечестве, никто не останавливает.

 

А пресловутый родовой ренессанс, который заключается в восхвалении исключительно своих родичей? Когда естественное уважение к предкам и корням превращается в несмешную пародию и используется в не очень благородных целях. Чем не угроза целостности страны и единству народа? Впору писать следующую доктрину - о межродовом единстве!

 

Да, наше прошлое преподносится нам с оглядкой на существующую власть. Мне же кажется, что нужен принципиально другой ориентир. На прошлое, которое учит, что с историей шутить нельзя. Она накажет так, что мало не покажется.
И на будущее, которое рано или поздно расставит все и всех по своим местам.

 

Но это уже другая История.

Не с маленькой, а с заглавной буквы.

 

Амиржан КОСАНОВ, генеральный секретарь ОСДП "АЗАТ"

 

 

ВРЕМЯ

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details