Казахские руководители превзошли Сталина в придании авторитарному режиму демократической видимости. Делом заняты Вашингтонский центр стратегических и международных исследований, а также Институт новых демократий.
Казахские руководители превзошли Сталина в придании авторитарному режиму демократической видимости. Делом заняты Вашингтонский центр стратегических и международных исследований, а также Институт новых демократий.
ПРОПЛАЧЕННЫЙ УСПЕХ
Не каждый может похвастаться таким успехом, который пришелся на организаторов конференции «Председательство Казахстана в ОБСЕ: вызовы и возможности», состоявшейся в Астане в аккурат в конце октября этого, 2009, года.
Астанинское собрание ни на йоту не отошло от заготовленного сценария. Еще бы. Его прорабатывали два мощнейших американских заведения. Одни названия чего стоят: Вашингтонский центр стратегических и международных исследований, Институт новых демократий.
Свой профессионализм они подкрепляют звучными именами участников. Еще в июне в Вашингтоне прошла первая фаза этой же конференции. Там участвовал бывший помощник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский. Уже он сам
по себе создавал уровень представительства форума.
Были и другие не менее значимые фигуры. И в Вашингтоне. И в Астане. Как признавалась западной прессе представитель Института новых демократий Маргарита Ассенова, правительство Казахстана выделило этим двум американским организациям грант в 290 тысяч долларов.
А дальше механизм заработал во всю мощь. В Астану из Америки и Европы прилетели именитые спецы, вот имена некоторых из них: Януш Бугайски, Владимир Сокор, Маргарита Ассенова, Михаэль Лаубш.
МАРТА ОЛКОТТ И ВИЗА В КАЗАХСТАН
Астанинские журналисты с замиранием смотрели в кулуарах конференции на Марту Олкотт. Она когда-то писала фундаментальные, скандальные книги с критикой режима Назарбаева. Но нынче предпочитает иметь просто физическую возможность благополучно
побывать в Казахстане и не высказывать свое негативное мнение о политике в стране - объекте своего исследования.
Что ж, это ее право, Марта Олкотт – ученый, а не политик. Только иногда выступает в качестве советчика на мероприятиях, оплаченных режимом Назарбаева, который, по ее мнению, страдает клептократией и отказывает своему народу в демократии.
В интервью оппозиционной газете «Тасжарган» в феврале 2008 года во время конференции, которую организовал Фонд первого президента Республики Казахстан, Марта Олкотт пояснила причины перемены своих публичных высказываний о политике властей Казахстана. Марта Олкотт сказала, что она руководствуется правилом «Молчание – золото», но это не значит, что у нее нет негативного мнения.
При этом Марта Олкотт добавила:
«Поймите меня правильно: я – ученый, который изучает политические процессы. Мне нужно ездить по странам, которые я изучаю. И мне бы не хотелось иметь проблем с въездом в эти республики, и уж тем более рисковать своим здоровьем».
И вот – еще одна конференция в Астане, и еще одна, надо полагать, благополучная поездка Марты Олкотт в Казахстан. Вашингтонский центр стратегических и международных исследований, а также Институт новых демократий провели две большие и довольно-таки интересные конференции по заказу режима Назарбаева. Оба форума так или иначе вступили в концептуальный спор о
том, какие главные задачи должны решаться ОБСЕ и ее завтрашним председателем.
Организаторы конференций отстаивали набор глобальных проблем безопасности. Участники форумов обсуждали грандиозные международные сценарии, обязательства и посредничество, которыми может заполнить свое председательство Казахстан в 2010 году. От улаживания конфликтов между Грузией и Россией до решения афганской проблемы.
НИ СЛОВА О ЖОВТИСЕ
И тогда опять возникает вопрос: правы ли те критики, которые и раньше заявляли, что нанятые Казахстаном американские неправительственные фирмы пытаются создать будущему председателю ОБСЕ оправдательно-идеологическую подпитку?
Прорабатывают ли для Казахстана и Вашингтонский центр стратегических и международных исследований, и Институт новых демократий такую платформу, в которой можно обойтись и без прав человека, и без всяких там демократий?
Не создают ли некоторые американские НПО международную легитимность и оправдание заказанной Астаной концепции своего председательства в ОБСЕ? И не получается ли так, что группа американских интеллектуалов проводит в жизнь замысел, уже давно оговоренный руководством Казахстана?
По какому-то совершенно неимоверному, казалось, мановению это представительное собрание не удосужилось ни одним словом вспомнить ведущего казахского правозащитника Евгения Жовтиса, брошенного недавно за решетку. Не получилось ли так, что молчание о нем на форуме уже само по себе сыграло свою оправдательную для власти роль?
То же самое произошло и в случае с недавно осужденным независимым журналистом Рамазаном Есергеповым. И опять молчание, которое многие могут расценить как награду режиму.
Как однажды уже объясняла западным масс-медиа представитель Института новых демократий Маргарита Ассенова: «Если вы ожидаете, чтобы мы были голосом «Фридом Хауз», то это не тот тон общения...»
Чем не исчерпывающий ответ? Не продиктован ли он чувством обреченного международного успеха казахстанского руководства?
Противоположностью представителям независимых институций США являются американские чиновники. Помощник госсекретаря США по европейским и евроазиатским вопросам Филипп Гордон призвал также в октябре американских законодателей обратить внимание на судьбу Евгения Жовтиса.
То же самое заявил на слушаниях Хельсинкской комиссии Конгресса США помощник госсекретаря по вопросам демократии, прав человека и труда Майкл Познер.
ГОРЬКИЙ НА СЛУЖБЕ СТАЛИНУ
Это уже после Второй мировой войны Сталину не нужны были международные оправдания его действий. Он уже завоевал пол-Европы, и ему было начхать на весь мир.
Вот до войны кремлевского диктатора еще терзали всякие комплексы. И ему приходилось прибегать ко всякого рода усилиям, чтобы легитимизировать свою кровавую доктрину. Прикрыть ее мрачные реалии.
Из разных мест советского ада наружу прорывались слухи и вести о диких нравах великих коммунистических строек. Что-то подобное циркулировало о гигантской стройке века – Беломоро-Балтийском канале, на который были согнаны сотни тысяч политзаключенных. Надо было срочно подбросить миру какую-то сказку о строительстве.
Под рукой у Сталина не было заокеанских заведений. Он использовал своих доморощенных авторитетов. Была сколочена группа из тридцати шести прославленных советских писателей во главе с самой большой писательской звездой - Максимом Горьким, которые проехались по каналу, ничего там, конечно же, предосудительного не нашли и создали энциклопедический труд о прославленных тружениках великой стройки века.
Потом Горький написал: «Это одна из наиболее блестящих побед коллективно организованной энергии людей над стихиями суровой природы севера». И ему, великому Горькому, поверили.
Мог бы сейчас проделать подобную акцию казахстанский президент? Наверняка, да. С его авторитетом и влиянием, и писателей бы собрал, и результат был бы не хуже, чем у Сталина.
Кстати, не только казахстанское руководство прилагает усилия, чтобы придать своему виду незапятнанное человеческое обличье. В поисках чистоты репутации рыщут сейчас и российские поводыри. И не последнее место в этом процессе занимает реабилитация Сталина, которая набирает силу в России. Об этом, в частности, сообщает заместитель главного редактора «Новой газеты» Валерий Ширяев.
Российские спецы от имиджа полагают, что подчищенный и подукрашенный образ Сталина станет излучать новый свет, лучи которого получше высветят сегодняшних вождей. В связи с этим Валерий Ширяев отметил, что это важно для бывших кагэбэшников, таких как Владимир Путин и его коллеги. Они не считают себя законченными людоедами.
И хотя Нурсултан Назарбаев не выглядит вегетарианцем, но и он пытается не отстать от россиян, в надежде не на светлый образ Сталина, а на американских специалистов. На то, что они придадут его лицу более здоровый международный вид.
ПИСАТЕЛИ И ДИКТАТОРЫ
Тем временем Сталин для легитимизации своих пороков не раз обращался к помощи писателей. Примечательным был случай, когда Сталин провел блестящий исторический эксперимент. В 1937 году по миру распространялись ужасные вести о том, что творилось в СССР. Это был пик массовых расправ и отстрелов всех мыслимых, немыслимых и кажущихся врагов социализма и лично товарища Сталина.
И вдруг на вершине кровоизлияния в Москву приглашают известного писателя того времени Лиона Фейхтвангера. Ему как бы создали полную свободу действий. Он даже побывал на судебном процессе. И этот, казалось бы, величайший в мире психолог, автор многих произведений о глубинах человеческих взаимоотношений и переживаний, ничего предосудительного не заметил в жизни Москвы в 1937 году.
Он издал в Амстердаме книгу откровений, а фактически панегирик страшной сталинской Москве. Потом этот год войдет в мировую историю как один из самых кровавых.
И опять вдогонку вопрос: смог бы президент Нурсултан Назарбаев сегодня найти в мире такого писателя, который прославил бы сегодняшнюю Астану? Который не заметил бы ни демонстративно арестованного в зале Балхашского суда Евгения Жовтиса, ни тайно выслеженного в алматинской больнице Рамазана Есергепова?
Который упустил бы из виду всякого рода законодательные инициативы типа ограничений свобод в Интернете? И написал бы панегирик всему увиденному в Казахстане по примеру печально знаменитой фейхтвангерской книги «Москва 1937»?
И стоил бы он, наверное, поменьше, чем нанятые в далекой Америке Вашингтонский центр стратегических и международных исследований и Институт новых демократий.
Нет, конечно же, на Западе уже написаны о Казахстане нужные Астане книжки. Возможно, в этом казахские верховоды обогнали бывшего кремлевского патриарха.
(Независимый журналист Александр Народецкий живет в Лондоне. В данной статье излагает свою точку зрения и свои суждения. Они могут не совпадать с позицией редакции радио Азаттык.)
Радио Азаттык