Исламская экономическая модель: надежды и реальность

Кризис, переживаемый мировой экономикой, породил немало сомнений относительно справедливости принципов её организации. При этом зачастую критика не поднимается до системного анализа парадигмальных, цивилизационных и доктринальных представлений, образующих основу современного капитализма.

 

 

 

Идеологи "слева" объясняют текущий кризис нарушением принципов социальной справедливости и слабостью государства как регулятора хозяйственной деятельности. Правые, напротив, порицают государство за чрезмерное вмешательство в экономику, игнорирование либеральных ценностей и подавление индивидуального личностного начала.

 

Протестантская церковь усматривает истоки кризиса в забвении основ протестантской этики, восходящей к идеям рациональности, бережливости и воздержания. Иерархи католицизма и православия единодушны в оценке кризиса, как расплаты человека за отказ от вечных, имеющих объективный характер ценностей, таких как "любовь к Богу", "милосердие", "добро", "истина", "взаимопомощь" и т.п. С близкими выводами зачастую выступают духовные лидеры иудаизма и буддизма. Однако следует признать, что наиболее радикальной критике современная капиталистическая система вообще и экономика в частности, подвергается со стороны религиозной и интеллектуальной элиты исламского мира. И только она сумела предложить мировому сообществу альтернативную, так называемую "исламскую экономическую модель".

 

Содержание исламской критики в обыденном, непрофессиональном понимании чаще всего сводится к порицанию "западной" финансовой системы за использование последней ссудного процента. При этом, обычно ссылаются на айат 276 суры "Корова", гласящий: "Те, которые пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением. Это - за то, что они говорили: "Ведь торговля - то же, что рост". А Аллах разрешил торговлю и запретил рост". Близок к нему по смыслу и айат 277: "Уничтожает Аллах рост и выращивает милостыню". На этом основании ортодоксальный ислам рассматривает риба ан-наси'а (взимание процентов по ссудам) и риба ал-фадл (взимание процентов по бартерным сделкам) как величайший грех, достойный самого сурового наказания.

 

Применительно к современным условиям эти представления трактуются в качестве священного основания квалификации банковского процента, как несправедливого по морально-этическим и ошибочного по экономическим соображениям. Лицо, отдающее деньги в долг, не трудится с целью их приумножения, не оказывает никаких иных услуг заёмщику, а, следовательно, и не вправе рассчитывать на какое-либо вознаграждение. Таким образом, несправедливое взимание ссудного процента, на котором зиждется современная западная экономика, является по сути спекулятивным, нарушает принцип эквивалентности обмена и, вследствие этого, закономерно и неизбежно приводит к кризису.

 

Необходимо сказать, что относительно изложенных выше представлений исламский мир далеко не единодушен. От взимания ссудного процента в сфере крупного банковского бизнеса полностью отказались только Иран, Пакистан и Судан. При этом на микрофинансовом уровне (микрокредитные организации и т.п.) риба ан-наси'а применяется повсеместно. В других исламских странах используется дуалистическая финансовая модель, в которой наряду с исламскими банками свободно функционируют банки западного типа.

 

В отношении риба ал-фадл определённости ещё меньше. Во-первых, даже во времена Пророка Мухаммада запрет риба данного вида распространялся только на ограниченный круг товаров (золото, серебро, пшеница, ячмень, финики, соль). Во-вторых, ещё сподвижник Пророка Ибн 'Аббас считал, что взимание процентов по бартерным сделкам является вполне допустимым.

 

По мере развития мировой торговли, расширения и углубления межрегиональных экономических и политических связей, втягивания стран исламского мира в сферу глобального исторического процесса (XIX – начало XX вв.), ограничивающая функция запрета риба неизбежно становилась мощным фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие. Вследствие этого соответствующие священные установления подвергались сомнению и пересмотру.

 

Довольно мощным было реформаторское течение в пользу признания допустимости ссудного процента в Индии, возглавлявшееся Ахмад Ханом (1817 – 1898 гг.). В Османской империи распространению практики взимания ссудного процента среди мусульманского населения в конце XIX в. способствовали благотворительные общества – наличные вакфы, которые отличались от традиционных тем, что имущество, переданное в вакф, размещалось под проценты, которые шли в пользу бенефициаров. В 1899 г. Верховный муфтий Египта Мухаммад 'Абду издал фетву, которая признавала соответствующей нормам шариата деятельность учреждавшихся правительством сберегательных фондов, функционировавших на процентной основе (подробнее см. Беккин Р. "Исламский запрет риба. К истории вопроса" - www.bekkin.ru).

 

В первой половине ХХ века, описанные выше тенденции усиливались. Это происходило как в связи с ранее названными причинами, так и вследствие развития и укрепления в исламских странах гражданского общества и светской власти. Весьма существенную роль в этих процессах сыграла буржуазная революция в Турции под руководством М. Кемаля Ататюрка.

 

Создание израильского государства в 1947 году, без сомнения, ознаменовало начало нового периода как ближневосточной, так и мировой истории. В обсуждаемом аспекте оно существенно активизировало наиболее радикальное крыло исламских идеологов. Под влиянием их идей значительной радикализации подвергся весь исламский мир. Но это вовсе не следует рассматривать как некую специфику и исключительную особенность исламского общества. Религиозно-этническая радикализация являет собой субъективные и объективные следствия психологии противостояния. Усиление влияния исламской идеологии в сфере экономической жизни было закономерным и неизбежным.

 

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details