Между прошлым и пошлым. Правда и ложь о "войне жузов" в Казахстане

kazkartaСобытия последних месяцев, связанные с разборками силовиков и их перманентной реформой, с новой силой актуализировали тему трайбализма в Казахстане.


Страницы некоторых газет и интернет-сайтов запестрели материалами о разборках между "южанами" и "северянами", о "войне жузов". Смотришь на все это и начинаешь приходить в тихий ужас: о Казахстане ли идет речь?


Вообще надо сказать, что тема "казахских жузов", тайна происхождения которых до сих пор является предметом споров историков, всегда балансировала на грани прошлого и пошлого. Да, казахи в силу исторических причин традиционно делились на жузы, что в условиях отсутствия четких административных границ обеспечивало необходимую военно-политическую мобилизацию, а через это делало устойчивыми государственные образования. Сами казахи рассматривают свои родовые шежіре как неотъемлемую часть собственной идентичности, некий "паспорт личности и общности", знание которого отличает человека укорененного в исторический контекст от перекати-поля...


Казахское ханство, особенно в период правления ханов Касыма и Хакназара, стремительно выросло в размерах, объединило, а где-то силой присоединило к себе многие роды и племена. Государство надо было охранять от набегов врагов, собирать налоги, обеспечивать единство. А что может объединять людей, кроме большой идеи? Поэтому отцы-основатели государства выдвигали амбициозные задачи объединения Степи, воссоздания былого величия. Нужно было исторически обосновать новое государство, доказать его право на жизнь. А в те времена это достигалось путем переписывания генеалогических древ. Отсюда берут начало все казахские шежіре, восходящие к первопредку Адаму и пророку Ною. Своеобразный симбиоз степной и исламской традиции.


Между тем имперский проект супернации не был реализован. Изменилась геополитическая конъюнктура, торговые пути пошли по морям, из сердцевины мировой торговли и политики регион в одночасье превратился в мировую периферию. Образно говоря, "открытие Америки" обернулось "закрытием Степи". Регион стал, выражаясь современной терминологией, "зоной интересов" России, Китая и мусульманского мира. В противостоянии же трех цивилизаций тогда победила Россия, которая оказалась на тот момент наи более модернизированной и технологически развитой.


Российские чиновники, ответственные за политику в Степи, открыли в родо-племенной структуре казахов настоящий Клондайк. Сначала для уничтожения институтов государственности представители родовых элит были противопоставлены чингизидам. На другом этапе, действуя по принципу "разделяй и властвуй", российские генералы сумели не только задушить все попытки сопротивления, но и полностью колонизировать Степь, подготовить плацдарм для нападения на страны Средней Азии. Именно поэтому почти вся история казахов, представленная архивами российской администрации XIX века, является историей кляуз, споров, судов и требований льгот. Впрочем, это общая история всех колоний...
Как бы там ни было, крот истории прогрыз гранит тоталитаризма: СССР стал последней традиционной империей, на обломках которой возникла Республика Казахстан.


Это прошлое. А пошлое - это то, как сегодня преподносится тема казахских жузов. При этом, как мне кажется, существует две взаимосвязанные проблемы. Сама общественная жизнь и ее интерпретация в прошлом и настоящем. Причем все так запутано, что уже не поймешь, жизнь ли влияет на понимание или понимание формирует жизнь.


В новейшее время, за 20 лет независимости, ситуация в Казахстане изменилась кардинально. Произошло качественное изменение этнодемографических показателей. Сменились принципы кадровой политики власти. На этом фоне активизировались разговоры о росте трайбализма, который якобы в советское время "сдерживался мудрой политикой центра", на что намекают карагандинские активисты, требуя пропорациональной нацквоты в органах власти. Появилась целая клика казахстанских и, что примечательно, российских экспертов, которые делают себе имя и капиталы на "благодатной теме" казахского трайбализма. Появилась еще одна страшилка: дескать, славянское население выступает в качестве "четвертого жуза", который сдерживает от межродовой грызни казахские кланы, которые вот-вот накинутся друг на друга. Это сквозит в ряде публикаций лидеров славянского движения "Лад", об этом без обиняков недавно говорил атаман Захаров.


Подливают масла в огонь и сами казахские "деятели". Чего стоит шедевральное письмо председателя Алматинского горсуда Т. Барпибаева в редакцию газеты "Время" (см. "Семя Дулатово", "Время" от 21.10.2010 г.). Или же инициатива группы лиц о создании партии "КасСак", которые требуют формирования органов власти по родовому признаку! А уже реализованные проекты по избранию неких клоунов в качестве биев и "правителей" родов в целом ряде регионов!


Появляются вопросы. Является ли родо-племенное сознание казахов определяющим в вопросах государственного строительства? Вылилось ли это самое сознание в форс-мажор, "непреодолимую силу", которую характеризуют как трайбализм?


На оба вопроса, уверен, можно смело сказать: "Нет!". Что бы ни говорили или писали наши "пикейные жилеты" на эту тему, казахи не являются трайбалистами. Сами казахи спокойно переезжают из региона в регион, роднятся между собой, что тоже говорит в пользу отсутствия "непреодолимых противоречий". Процессы ускоренной урбанизации и вовсе стирают родовые различия. У нас нет конституционного лимитирования власти, чего так упорно добиваются некоторые общественники, сами не понимая того, что их предложения и есть трайбализм в чистом виде.


Есть ли перекосы? Наверняка можно найти примеры недалекой кадровой политики. Но сегодня главный фактор - это все же деньги и доступ к власти, а не родовая близость. Посмотрите на нынешние "команды", там есть и сокурсники, и друзья, и вообще всяко-разно. Можно говорить о непотизме ("власть племянников"), но никак не о трайбализме. В конце концов, как говорил старик Шоу, не власть развращает людей, а дураки развращают власть.


Так кому выгодна эта тема? Кто так упорно считает проценты "южан" и "северян" во власти? Мне лично кажется, что тема раздувается намеренно. Есть люди, которые в силу собственной ущербности и неконкурентоспособности пытаются играть на таких, считаю, низменных мотивах и страстях. Этим грешат представители нашей творческой интеллигенции, в среде которых еще с далеких 30-х годов не утихают "племенные страсти". По сути люди все еще живут старыми конфликтами и порождают новые коллизии. Есть "академики" и "доктора" родо-племенных наук, для которых это едва ли не единственная возможность влиять на распределение благ, премий, должностей, удерживать вокруг себя молодежь. Подобные же мотивы двигают и некоторыми представителями госбюрократии, которые в этом видят "способ выживания".


Но такое положение вещей становится возможным в силу неразвитости политической конкуренции и слабости гражданского общества. Там, где нет состязательности, не работают "социальные лифты", родовой признак становится "альтернативой". Если молодой амбициозный человек не видит никаких перспектив законного, легитимного поступления в вуз, на госслужбу, ему ничего не остается как использовать "связи" и "блат", прислушиваться к "голосу крови". Почему, например, нет или почти не наблюдается трайбализм в бизнесе, а в гуманитарной среде цветет буйным цветом? Ответ, думается, очевиден.


Сегодня задача общества и государства не прятать болезни, а вовремя их диагностировать и правильно лечить. Не монополизировать все и вся, а создавать конкурентное поле во всех сферах деятельности. В этом залог нашего выживания, успех нашего модернизационного проекта. Развитие демократических институтов, реальной многопартийности, создание эффективных "социальных лифтов" и вовсе спишут нынешние болезни роста.


Айдос САРЫМ, руководитель фонда Алтынбека Сарсенбайулы


"Время.KZ"

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details