Featured

Натовцы «четвертого призыва» и «шапочные» союзы

Маловероятно, что кончина СНГ будет мгновенной. В политическом театре роль могильщика заманчива, но неблагодарна. СНГ будет умирать медленно и незаметно.

 

Уже стало привычным, что перед саммитами Содружества «заболевает» Туркменбаши. Постепенно уровень представительства понизят другие участники, а это отразится на повестке дня совещаний. Они станут малозаметными, менее частыми и еще менее вразумительными. Однажды накануне встречи «заболеют» сразу несколько президентов, премьеров или уже просто министров. Или ввиду «технических недоразумений» встреча не будет вписана в их рабочие расписания, и ее придется перенести. Надолго.

 

На территории СНГ образовались два центра интересов и быстро формируются два блока. Новый, противостоящий России союз Грузии, Украины и Молдовы правильнее было бы назвать «ГУМ+», поскольку рамки его дальнейшего расширения пока находятся под вопросом. Основные объединяющие цели союза: ослабление политической и экономической зависимости от России, интеграция в НАТО и ЕЭС. (Отложим в сторону вопрос о том, как можно совместить «демократические ценности» возрождаемого ГУУАМа и членство в нем не слишком демократического Узбекистана.) Еще одна черта, объединяющая потенциальных участников блока, – наличие конфликтных регионов и нерешенных пограничных вопросов (Молдова – Приднестровье, Украина – граница с Россией в акватории Азовского моря, Грузия – Абхазия и Южная Осетия, Азербайджан – Карабах). В принципе эти проблемы должны препятствовать вступлению кандидатов в НАТО. Однако блок уже допустил исключения, которые можно расценить и как сигнал: Латвия и Эстония были приняты в НАТО, не имея договора о государственной границе с Россией. Причем, российско-эстонская граница еще будет изменена – выровнена на некоторых участках за счет обменов. По сути, теперь НАТО может «выдать членский билет» кандидату, лишь формально подтвердившему отсутствие территориальных претензий к соседям и стремление к мирному разрешению внутренних конфликтов.

 

Следует признать, что характер продвижения структур НАТО на Восток не имеет ярко выраженной и прямой антироссийской направленности: оно более активно на южном фланге. В 90-х гораздо большее внимание уделялось Венгрии, нежели Польше. Сегодня базы перемещаются в Румынию и Болгарию, но не в Прибалтику. Причины понятны – близость к нынешнему и вероятным театрам военных действий на Ближнем Востоке. По этой же причине присутствие НАТО, скорее всего, будет незначительным, транзитным на Украине, но весьма существенным, развернутым в Закавказье.

 

Ослабление экономической зависимости ГУМ+ от России возможно, но не более того. В первую очередь речь идет об энергетической зависимости. У российских нефтепроводов в ближайшие месяцы появится серьезный конкурент – Баку-Джейхан. Его пропускная способность до 50 млн. тонн при фактической загрузке не более 40, теоретически позволит подключить к нему и Казахстан, хотя двойная перевалка нефти (на каспийские танкеры и снова в трубопровод) увеличивает стоимость тонны нефти на $ 8-10. Еще одна двойная перевалка очень напомнила бы чесание правой рукой левого уха, причем, дорогостоящее чесание. Но именно такая идея, в обход России, родилась на Украине. С транспортировкой нефти по Черному морю, по нефтепроводу Одесса-Броды (реверс – направление, обратное проектировавшемуся) и далее до польского Плоцка или Гданьска (для третьей перевалки?). И все же экономисты полагают, что проект может оказаться рентабельным. При одном «маленьком» условии: если Казахстан, Азербайджан и Грузия откажутся от части прибыли, которую имели бы, отправь ту же нефть по «джейханскому» направлению. Комментарии, как говорится, излишни. Очевидно, Украина будет получать от «союзников» часть необходимого ей топлива, но о том, чтобы перехватить российский «бутерброд», мечтать не стоит. Последний совет имеет и политическое содержание: либо реноме «непорочной демократии» и отказ от «грязных игр», либо подражание имперской политике и заведомый проигрыш более сильному противнику.

 

Впрочем, при желании Украина может и побороться за «гегемонию». Пророссийский блок тоже не монолитен. Как и 15 лет назад, когда Украина Кравчука и Грузия Гамсахурдиа раскачивали СССР, Россия продолжает все ту же бестолковую политику запихивания в драный мешок всевозможных «шапок». Предел сегодняшних мечтаний – две «ушанки» (Россия и Белоруссия), четыре «тюбетейки» (Центральная Азия) и пара «папах» (Армения и Азербайджан). Причем, почти все «головные уборы» поглядывают на Запад и не упускают случая хоть чуть-чуть расковырять прореху. Скажем, считаясь главным союзником России в Закавказье, Армения объективно вышла на уровень сотрудничества с НАТО, не уступающий уровню Грузии и Азербайджана. Европейский блок привлекателен для обеих «папах», а Карабах, в конце концов, перестанет быть препятствием. Удивительное заявление сделал в начале марта командующий ВС США в Европе генерал Джеймс Джонс. Бравый генерал сообщил, что «на каспийскую нефть, идущую через Кавказ, в ближайшие пять лет может приходиться до 25% прироста ее производства в мире». Понятно, что слова о каспийской (Бакинской и казахской) нефти в устах военного означают одно – готовность США защищать каспийскую нефть. Разумеется, на Каспии.

 

Союз с Россией для государств Центральной Азии все еще привлекателен. (Туркмения не в счет. Газ, который не продан «Газпрому» на десятилетия вперед, Ниязов собирается пустить в Афганистан, Пакистан, Индию. На этом его внешняя политика и заканчивается.) Привлекательность России объясняется тем, что для полуавторитарных режимов она остается и гарантом стабильности, и пусть едва приоткрытой, но дверью в Европу. (Не будем забывать, что в 1991 все государства бывшего СССР были признаны европейскими и приняты в ОБСЕ.) В речи генерала Джонса Кавказ назван «ключевой географической точкой в процессе распространения демократии и рыночной экономики в страны Центральной и Юго-Западной Азии». Когда откроется дверь через Каспий и Кавказ, Россия свою роль в Центральной Азии потеряет и, по определению Збигнева Бжезинского, будет «задвинута в угол Евразии». Это не метафора. Всего в 150-200 км от казахстанской границы за единственной автомобильной и железной дорогой, связывающими европейскую Россию с Сибирью, начинаются Усть-Ишимские и Васюганские болота, тянущиеся до Ледовитого океана. Мы не так велики, как кажемся на политической карте.

 

Очевидно, что если Россия не готова к далеко идущему сближению с НАТО, стремится сохранить статус независимого игрока, но не желает играть сама с собой в углу Евразии, ей придется покончить с «шапочной» дипломатией, и на равных повести диалог с двумя-тремя ближайшими союзниками о создании эффективного политико-экономического блока с перспективой конфедерации. «Полу-льготы» за «полу-дружбу» – политика провальная для не очень богатых держав. Выше мы отложили в сторону вопрос о том, как можно совместить демократические ценности союза и членство в нем недемократического государства. Здесь придется отложить в сторону и вопросы о возможности диалога на равных правящих элит России, Белоруссии и Казахстана, о степени прочности такого «верхушечного» союза. Речь идет лишь о тесном блокировании, как непременном условии сохранения статус-кво в интересах этих государств, как эти интересы понимаются элитами. Окажутся ли элиты способными на объединение – это другой вопрос.

 

 

 

GlobalRus

 

Статьи по теме

Карикатуры Мурата Алимова

О проекте

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details