Featured

Большая игра вокруг ENRC

glencoreСырьевой трейдер Glencore рассматривает вопрос о покупке казахстанской компании ENRC, сообщили в начале недели информационные агентства. Предполагаемая сумма сделки была заявлена в $19,5 млрд. Но не прошло и нескольких дней, как корпорация вдруг опровергла эти сообщения, заявив, что «не рассматривает активно это предложение». Ситуация показалась нам чрезвычайно странной.


История о том, как Glen­core International AG взялся покупать Eurasian Natu­ral Resources Corporation за $19,5 миллиарда, да так и не собрался, на первый взгляд, выглядит сомнительной. Впрочем, и на второй тоже. Как известно, крупные международные корпорации находятся под пристальным вниманием участников рынка, тем более что Glencore совсем недавно провел удачное первичное размещение акций, собрав порядка $7,5 млрд и встав по капитализации в ряд с ведущими металлургическими гигантами вроде BHP Billiton и Rio Tinto.


Но если информация о планах Glen­core Inter­na­tional AG приобрести ENRC «утка», то кто ее запустил? Если же нет и Glencore действительно собирался купить казахстанский концерн, то что или кто помешал его планам? И действительно ли генеральный директор Glencore Айван Глазенберг в течение последних недель вел переговоры с основными акционерами ENRC, как об этом говорилось в сообщениях информагентств?


По заказу «Ак орды»?


Если верить официальному сообщению Glen­core International AG, то все вышесказанное — слухи. Но наше внимание в данном случае привлекло словосочетание «не рассматривает активно предложение о покупке», поскольку из него следует, во первых, что предложение было, во вторых, что оно рассматривается Glencore, хотя и не активно, в третьих, что предложение было не со стороны Glencore, а со стороны ENRC или кого-то из его акционеров.


Кроме того, создается впечатление, что опровержение со стороны Glencore сделано таким образом, чтобы оставить себе открытой калитку (цитируем): «Glencore оставляет за собой право сделать предложение в будущем с согласия комиссии по слияниям и поглощениям, с рекомендацией совета директоров ENRC, в случае если третья сторона выставит предложение к ENRC или в случае изменения обстоятельств».


В связи с этим мы можем высказать предположение на тему того, кто мог сделать предложение Glencore International AG. Основываться оно будет на тех процессах, которые сегодня активно идут в Казахстане. Мы имеем в виду продажу доверенными лицами Нурсултана Назарбаева принадлежащих им активов и вывод полученных многомиллиардных в долларах средств на зарубежные банковские счета или конвертацию их в акции крупных международных компаний.


Так вот, на сегодняшний день крупнейшими акционерами ENRC являются корпорация «Казахмыс» (26%), «евразийцы» Александр Машкевич (14,59%), Алиджан Ибрагимов (14,59%), Фаттах Шодиев (14,59%) и Коми­тет государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК (11,65%). В совокупности им принадлежит 81,42% акций. Но есть подозрения, и весьма серьезные, что, помимо гласных акционеров, в ENRC есть негласный, но очень влиятельный казахстанский участник, чью фамилию мы не рискнем называть, чтобы не быть обвиненными в оскорблении «лидера нации».


Если совет директоров ENRC, являющийся высшим органом управления корпорации в промежутках между акционерными собраниями, не делал предложения Glencore International AG, а похоже, что это так, то это мог сделать кто-то из вышеперечисленных акционеров.


Однако, зная правила игры в Казахстане и кто как кого контролирует, трудно предположить что «евразийцы», а тем более корпорация «Казахмыс» или Комитет госимущества и приватизации Минфина РК могли действовать самостоятельно, без санкции того самого таинственного участника. И очень похоже, что предложение купить ENRC поступило именно от него.


Конечно, мы не может этого утверждать, но имеем право рассматривать эту версию.


Разброд и шатания


В пользу нашей версии говорит и то, что в системе корпоративного управления Eurasian Natural Resources Corporation творится нечто непонятное — директора бегут как крысы с тонущего корабля. По сообщениям информагентств, совет директоров ENRC покинули Эдуард Утепов и Абдраман Едильбаев, формально — потому что не предложили свои кандидатуры ежегодному собранию акционеров для переизбрания. А Кеннет Олис и Ричард Сайкс, по информации Financial Times, ушли «из-за споров, касающихся корпоративного управления в группе».


Между тем в уведомлении о ежегодном общем собрании акционеров Eurasian Natural Resources Corporation PLC в 2011 году, датированном 18 апреля 2011 года, все они указаны как кандидаты в совет директоров. В официальном сообщении об итогах ежегодного общего собрания и изменениях в совете директоров не дается никаких пояснений, почему 4 из 14 предложенных исполнительных и неисполнительных директоров так и не попали в состав совета.


Зато кое-что можно понять из текста и умолчаний в нем. Так, Эдуард Утепов и Абдраман Едильбаев действительно взяли самоотвод, поэтому по их кандидатурам голосование не проводилось вовсе. Тогда как против Кеннета Олиса и Ричарда Сайкса проголосовало большинство участников акционерного собрания. И, что удивительно, они получили «против» неравное количество голосов. То есть спор, касающийся корпоративного управления в группе, вылился в то, что их попросту прокатили при голосовании.


Что же такое случилось между 18 апреля, когда было сделано уведомление об акционерном собрании, и 8 июня, когда оно состоялось? И почему совет директоров ENRC покинули именно эти люди? Мы не знаем, но будем очень благодарны, если кто-то прояснит ситуацию! Например, если откликнутся Кеннет Олис и Ричард Сайкс.


Демонстративный самоотвод Эдуарда Утепова и Абдрамана Едильбаева вызывает особое недоумение. Ведь председатель Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК не может действовать спонтанно, по собственному разумению. Значит, было чье-то решение. Но чье?


Только три человека в Казахстане могли поручить Эдуарду Карловичу отказаться от избрания в совет директоров ENRC: президент Назарбаев, премьер Масимов и глава ФНБ Кулибаев. Первые два — в соответствии со своими полномочиями, последний — благодаря своему политическому весу. Что касается министра финансов, то он мог быть только передаточным звеном и не более.


Что касается Абдрамана Едильбаева, то считается, что генеральный директор казахстанского ТОО «Горное бюро» представляет интересы Алиджана Ибрагимова, самого «миролюбивого» и «неконфликтного» из «евразийской троицы» миллиардеров. О котором как-то один «серый кардинал» сказал, что ему он верит, а остальным двум — нет.


Однако и тут есть загадка. Общее количество находящихся в обращении обыкновенных акций ENRC по состоянию на 11.00 по лондонскому времени 6 июня 2011 года составило 1 287 750 000 штук. В ходе ежегодного собрания акционеров ENRC, состоявшегося 8 июня 2011 года по адресу: The Lincoln Centre, 18 Lincoln's Inn Fields, London, WC2 A 3 ED, United Kingdom, большая группа акционеров, имеющая порядка 334—338 млн голосов, регулярно воздерживалась при голосовании за исключением одного пункта повестки дня. По количеству этот пакет соответствует совокупной доле Алиджана Ибрагимова и Комитета госимущества и приватизации Минфина РК, к которым по отдельным вопросам могли присоединяться мелкие акционеры.


На правах версии. Операция по переводу активов в кэш продолжится?


Подводим итоги. По-нашему мнению, утечка информации о возможной продаже ENRC Glencore и конфликт в совете директоров как-то между собой связаны.

Более того, позволим себе развить версию: некто решил предложить Glencore International AG купить ENRC, после чего и пошли разговоры о возможной сделке. Однако совет директоров ENRC отказался поддержать инициативу, в результате чего некто поручил Эдуарду Утепову и Абдраману Едильбаеву взять самоотвод. Тогда как независимых директоров Кеннета Олиса и Ричарда Сайкса в условиях конфликта двух влиятельных групп акционеров просто «заголосовали».


И вот тут возникает множество вопросов, ответов на которые у нас нет. Например, неужели Александр Машкевич и Фаттах Шодиев решились идти поперек воли «Ак орды»? Кто представляет в совете директоров ENRC корпорацию «Казахмыс» и почему он голосовал не так, как представитель Казахстана? Почему представители Алиджана Ибрагимова и Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК вместо того, чтобы голосовать «против», все время воздерживались? Закончился ли на этом конфликт интересов акционеров или нет?


Между тем, по информации агентства Reuters, совет директоров по тем же причинам может покинуть еще один независимый директор — Мехмед Далман. Все это очень и очень странно.


Ключевыми же для понимания дальнейшего развития событий будут три обстоятельства. Первое — сделает ли Glencore International AG предложение совету директоров ENRC продаться? Второе — будут ли в числе прочих продаваться акции корпорации «Казахмыс» и Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК? Третье — будет ли получено согласие казахстанских регуляторных органов?


Если ответы на все три вопроса окажутся положительными, значит, перед нами очередная операция по переводу казахстанских активов в наличные и акции международных корпораций (сами знаете кем и под прикрытием сами знаете кого).


Хотя не исключен совсем простой вариант: некто конфиденциально предложил Glencore International AG купить Eurasian Natural Resources Corporation за 12 млрд фунтов стерлингов, или $19,5 млрд. Однако, когда эта информация попала на рынок, спровоцировав шумиху и вызвав обеспокоенность Комиссии по слияниям и поглощениям Сити, которая является основным регулятором Великобритании, некто сделал задний ход и выбрал вариант, при котором будет продан только пакет акций Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК. Но поскольку у Алиджана Ибрагимова сдали нервы и он решил также откэшиться, то инвесторам будут предложены именно их пакеты, в совокупности составляющие 26,24%.


В общем, поживем — увидим. Но это жужжание вокруг ENRC точно неспроста.


Источник: Газета "Голос Республики" №22 (198) от 17 июня 2011 года

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details