Астана прибегла к услугам вашингтонских лоббистов для смягчения требований по программе оказания помощи
В попытке внести коррективы в требования, согласно которым для получения американской помощи стране необходимо добиться определенных успехов в области соблюдения прав человека, правительство Казахстана решило прибегнуть к услугам одной вашингтонской лоббистской фирмы. Казахстанские власти полагают, что лучше вообще отказаться от денег, чем подвергаться столь "унизительной" процедуре.
Помощь, о которой идет речь, составляет в текущем бюджетном году порядка 19 млн. долларов и выделяется в рамках реализации американским правительством различных программ, включая военную подготовку и поставку вооружений, детское здравоохранение и программы по нераспространению ядерного оружия.
По американским законам, чтобы иметь возможность ассигновать эти средства, Госдепартамент США должен подтвердить, что "за последние полгода" Казахстан "добился существенного прогресса в области соблюдения прав человека и гражданских свобод". Особое внимание закон уделяет обязательствам, взятым на себя Казахстаном перед Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, включая "избирательный процесс, свободу СМИ, совести, собраний и прав меньшинств".
И хотя эти требования существуют не первый день, другое положение того же закона позволяет госсекретарю отступить от этого правила в случае особой значимости вопроса для "национальной безопасности США". К этому положению прибегали из года в год, и Казахстан никогда не подвергался вышеописанной проверке на соответствие требованиям.
Правительство Казахстана прибегло к услугам вашингтонской лоббистской фирмы Policy Impact Communications, заключив с ней контракт на сумму в полтора миллиона долларов сроком на один год. Перед компанией поставлена задача, среди прочего, внести коррективы в существующие правила. Объем помощи по стандартам этого центральноазиатского государства является не слишком большим, и, как стало известно из источника, близкого к происходящему процессу, "Казахстан не только не просил этих денег..., он предложил воздержаться от выплаты, дабы не подвергаться из года в год унизительной проверке на соответствие требованиям".
Согласно информации, расположенной на сайте компании, Policy Impact Communications была основана в 1997 году бывшим главой Национального комитета Республиканской партии Хейли Барбуром (Haley Barbour), в настоящее время занимающим пост губернатора Миссисипи, а также давним деятелем Республиканской партии и советником экс-президента Джорджа Буша Эдом Гиллеспи (Ed Gillespie). Нынешний исполнительный руководитель компании Ульям Никсон (William Nixon) в свое время был спичрайтером бывшего республиканского президента Рональда Рейгана.
В своем ответе, направленном EurasiaNet по электронной почте, официальный представитель посольства Казахстана в Вашингтоне Жанболат Усенов отмечал: "Казахстан находится в процессе реформирования. Данные критерии необоснованно и несправедливо применяются к отдельным развивающимся демократиям, в то время как жестокие режимы благополучно избегают этой процедуры".
"Каждый год для страны делается исключение, и каждый год США продолжают финансировать программы, имеющие большое значения для своих целей в Центральной Азии, – говорится далее в письме. – Поскольку Казахстан не просил о финансировании, он не просит и об исключении. Следовательно, данный процесс носит скорее политический, чем практический характер. На процесс совершенствования ситуации в области прав человека в Казахстане он никак не влияет".
Контракт с фирмой Policy Impact также предусматривает работу по размещению в крупных американских изданиях статей, формирующих положительное общественное мнение о Казахстане, а также отмене поправки времен холодной войны Джексона-Веника, согласно которой страна должна не препятствовать эмиграции из страны в обмен на установление нормальных торговых взаимоотношений с Соединенными Штатами. Этот закон был призван содействовать эмиграции советских евреев из СССР, но действует и поныне.
Казахстанские власти утверждают, что ими делается все возможное в отношении прав человека. "Казахстан продолжает поступательное движение в сфере соблюдения прав человека, – отмечает Усенов. – Мы добились значительных успехов на этом пути. И еще многое предстоит сделать".
Отвечая на вопрос, сможет ли Казахстан пройти проверку на соответствие данным критериям, Усенов отметил, что ему сие неведомо. "Сможет или не сможет Казахстан быть утвержден на получение помощи другим государством – это вопрос, на который может ответить лишь государство, которое ввело это требование".
В июле Госдеп США вынес определение, что Казахстан "в последние полгода не добился особого прогресса на пути соблюдения прав человека", – подчеркивает официальный представитель Госдепа Эндрю Лейн (Andrew Laine). Однако, по его словам, в соответствии с законом, госсекретарь Хилари Клинтон сделала исключение и санкционировала выделение помощи. Лейн отказался ответить на вопрос о действиях Госдепартамента в случае, если Казахстан решит отклонить эту помощь. "Мы не можем комментировать гипотетические вопросы", – подчеркнул он.
Казахстан активнее всех остальных стран Центральной Азии старается донести свою точку зрения до Вашингтона. Эта страна заключила также соглашение с другой лоббистской фирмой, APCO Worldwide, исполнительный вице-президент которой Элизабет Джонс (Elizabeth Jones) в прошлом являлась послом США в Казахстане.
По мнению правозащитников, данный закон не слишком помогает убедить Казахстан активнее проводить реформы в области прав человека. "Такого рода язык полезен, когда он используется в качестве политического механизма. Но мы не можем ничего сказать о его эффективности, поскольку каждый год от него отступают", – говорит замдиректора отделения по Европе и Центральной Азии правозащитной организации Human Rights Watch Рэчел Денбер (Rachel Denber). По ее мнению, изъятие этого положения из закона о государственных ассигнованиях не ослабит контроля за ситуацией с соблюдением прав человека в Казахстане. "Председательство в ОБСЕ заострило всеобщее внимание на проблеме соблюдения казахстанским руководством прав человека, – подчеркивает она. – И этому вопросу будет уделяться самое пристальное внимание, не смотря ни на что".
Тот факт, что США из года в год снимают требование о прохождении Казахстаном проверки на соответствие определенным критериям, дает основание полагать, что он не слишком продвигается на этом пути, считает заместитель исполнительного директора правозащитной демократической организации Freedom House Том Мелиа (Tom Melia). "Они не могут подтвердить, что страна добилась какого-то успеха – и поэтому обходят это требование. Это подчеркивает, что движение носит не позитивный, а негативный характер", – говорит Том Мелиа.
Правозащитник также не разделяет мнение, что данный процесс является унизительным. "Действия правительства по отношению к своему народу – вот что должно приводить их в большее смущение", – уверен он.