Анализ ситуации, складывающейся с демократией в Казахстане, приводит к удручающим выводам. Те ростки, которые начали пробиваться через асфальт советской тоталитарной традиции после перестройки, уже с конца 90-х начали методично закатывать в новый асфальт местного казахстанского авторитаризма.
Последние десять лет в Казахстане наблюдается откровенное свертывание гражданских прав и свобод. Власти все больше склоняются к политике запретов и ограничений. Преследование независимых газет, журналистов и правозащитников становится нормой. Выборы всех уровней контролируются властями. Любые публичные акции — только с разрешения властей. Регистрация оппозиционных партий затруднена. Всерьез обсуждается вопрос о пожизненном президентстве.
Параллельно казахстанская оппозиция переживает идейный кризис, НПО боятся политики как черт ладана, общественность политически дезориентирована и пребывает в полной прострации. У демократически ориентированной части общества крепнет ощущение полной безнадежности и ощущение, что Казахстан из страны «транзитной демократии» уверенно превращается в страну классического авторитаризма.
После двадцати лет «продвижения к демократии» от постперестроечных прав и свобод осталось в неприкосновенности разве что право на беспрепятственный въезд и выезд из страны, все остальные права и свободы существенно урезаны и ограничены. Таковы реалии нового казахстанского порядка, архитектором, охранителем и олицетворением которого является Нурсултан Назарбаев.
НАН жил, НАН жив и НАН будет жить
Сегодня мы с полным на то основанием можем констатировать, что политическая борьба (а это прежде всего претензии на власть) как таковая в Казахстане отсутствует. Власть, в силу того что она сосредоточена в руках президента Назарбаева, вне претензий, вне конкуренции. На эту власть никто не претендует. Она — власть Назарбаева. Это уже по умолчанию. И кто с этим не согласен, пусть пеняет на себя.
Поэтому сегодня под политикой у нас стыдливо понимается противостояние различных политических сил (кланов, финансовых групп, партий) за право быть ближе к Хозяину с вытекающими из этого доступом к материальным ресурсам и возможностями обогащаться. В свою очередь Хозяин использует ее по классической формуле «разделяй и властвуй».
В условиях отсутствия в стране претензий на верховную власть каждый из потенциальных претендентов на престол тупо решает свои шкурные вопросы, не доводя их до политического уровня. Это и понятно, так как любое проявление политических амбиций чревато самыми серьезными последствиями.
Соответственно, в стране нет и политического процесса как такового: деятельность партий сведена к имитации демократической составляющей и политической активности. Политические лидеры даже не заикаются о своих претензиях на власть (президентскую). Все они свыклись с мыслью, что Назарбаев вне конкуренции, что его власть непререкаема и неоспариваема и так будет до тех пор, пока он будет находиться во власти.
Можно сказать, что в казахстанском политическом истеблишменте сложилось негласное мнение, что нынешняя власть Назарбаева от бога и покушаться на нее либо греховно, либо смертельно опасно.
То есть власть в стране окончательно и бесповоротно персонифицирована, и общество с этим смирилось. Соответственно, с учетом общественного мнения краткосрочный и среднесрочный прогноз по поводу политического долголетия звучит так: «Назарбаев жил, Назарбаев жив, Назарбаев будет жить». Откуда эта смысловая параллель и что она означает, думаю, объяснять не надо.