Сенсацией года стал скандал, связанный с публикацией американской дипломатической переписки на сайте Wikileaks. Это, надо сказать, очень некстати пришлось на главное событие мировой политики XXI века, по версии отечественных СМИ, то бишь на Астанинский саммит ОБСЕ.
Легким утешением может быть только количество детей, названных Саммитами, Саммитханами и Саммитбеками. Правда, возникает чисто методологический вопрос, как отличить детей, названных в честь саммита ОБСЕ, от детей, в чьем имени увековечена память о саммитах ШОС, ОДКБ или ЕврАзЭС, но, надеюсь, родители разберутся.
Wikileaksgate выявил массу интересных фактов, но еще больше поводов для размышлений и издевок вызвала истеричная реакция соответствующих госорганов. Попытки закрыть сайт дали возможность властям многих стран произнести несколько глубокомысленных фраз на тему "И эти люди запрещают нам в носу ковыряться".
Но Америке в этом плане есть чему поучиться у Казахстана. Отечественный опыт информационных войн, политических скандалов и межэлитных разборок, сопровождающийся вбросом подлинного и придуманного компромата, привел к весьма своеобразным результатам.
Правящая элита вкупе со своими оппонентами давно настолько скомпрометирована в общественном мнении, что придумать нечто новое, способное принципиально ухудшить (улучшить) ее репутацию, практически невозможно. Чисто медицинский интерес вызывают разве что первоначальные попытки отдельных экс-товарищей обосновать свое право выступать от имени народа в зарубежно-либеральных СМИ. "А что он нового придумает, кого первым и как разоблачит?".
Но закономерным итогом стало отнюдь не создание "революционной ситуации", на которую, может, рассчитывали вбрасыватели. Напротив, толстый слой компромата, материалов про офшорные счета и злоупотребления, уголовщину и некомпетентность, идиотизм и коррупцию создал своеобразный тефлоновый слой вокруг правящего класса. Население, общество и сама элита приняли все обвинения достаточно спокойно, иными словами, приняли их как данность. Что никак, кстати, не повлияло на уровень доверия (в ходе электоральных кампаний или социологических замеров).
Особую пикантность ситуации придает то обстоятельство, что обвинения в хищениях и уголовных преступлениях чаще всего звучат со стороны отдельных соотечественников, осевших на седых берегах Дуная, Темзы или Потомака по той простой причине, что их собственный морально-этический облик ухитрился стать аномалией даже в условиях "либеральных" отечественных традиций.
Американцам, конечно, повезло не так сильно. Им вследствие деятельности Джулиана Ассанджа достался самый страшный компромат - оригинальная переписка собственного чиновничества, позволяющая осознать, кем и на основании чего вершится их внешняя политика.
Казахстан, в принципе, переболел и этой болезнью, хотя отдельные рецидивы до сих пор случаются - отличился депутатский корпус. Отдельные народно-партийные избранники очень любят вслух поговорить о тенденциях развития отечественного кино и телевидения, теории Дарвина и школьном воспитании, национальном вопросе, борьбе с язычеством и чуждыми праздниками. Причем мало кто обратил внимание, что эти заявления широко и с соответствующим отношением тиражируются всеми СМИ, кроме собственной парламентской пресс-службы, которая явно стесняется публиковать эти потоки сознания на сайте парламента...
Пресс-служба может и стесняется, но богатому внутреннему миру настоящего казахстанского политика никакой Wikileaks не страшен.
Данияр АШИМБАЕВ, главный редактор Казахстанской биографической энциклопедии
Источник - Время