В этой стране власть боится собственного народа, как ночной кошмар - восхода солнца, а ее президента боятся обидеть канцлер Германии и госсекретарь США
Два сообщения из Туркмении. Два ужасных сообщения из страны, где десяток с лишним лет продолжался «Золотой век Туркменбаши», а после того, как меньше трех лет назад он внезапно помер, началась «Эпоха великого возрождения». Эпоха эта обязана новому начальнику страны - Гурбангулы Бердымухамедову.
Вот первое сообщение, оно получено из надежных источников в Ашхабаде. На днях родственникам бывшего вице-премьера Туркмении Реджепа Сапарова власти выдали гроб с его телом. Но вскрывать его не разрешили. Однако родственники не послушались и вскрыли гроб, омыли тело, которое с трудом узнали (до того оно было изможденным и истощавшим), и захоронили. Теперь семья Сапарова в опале, связаться с ней невозможно.
А вот второе. Как сообщает сайт «Хроника Туркменистана», 2 ноября Минздрав дал санитарно-эпидемиологической службе указание изъять розданные накануне в государственных учреждениях буклеты с информацией о гриппе. Плакаты, подготовленные совместно с ЮНИСЕФ и развешанные в общественных местах, также должны быть сняты. Работникам санэпидемслужбы запрещено надевать медицинские маски, в первую очередь это касается сотрудников, работающих в столичном аэропорту. По сведениям туркменского веб-сайта, представители из Министерства здравоохранения побывали в школах Ашхабада и запретили ученикам носить респираторные маски. Свой запрет Минздрав объясняет стремлением не распространять среди населения панику.
Оба эти сообщения из страны, где власть боится собственного народа, как ночной кошмар - восхода солнца.
Сегодня имя Реджепа Сапарова уже, возможно, мало что говорит жителям самой Туркмении. А между тем его должен хорошо помнить, к примеру, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, нынешний российский премьер Владимир Путин и другие первые лица СНГ. Еще несколько лет тому назад они пожимали ему руку как равному, участвовали вместе с ним в коллективном фотографировании на саммитах СНГ. 62-летний Реджеп Сапаров почти многие годы считался вторым человеком в Туркмении и в этом качестве замещал Сапармурата Туркменбаши Великого на саммитах СНГ, когда в Ашхабаде считали невозможным их прогуливать. Статный, черноволосый, весьма влиятельный туркменский чиновник всем своим видом внушал многим, и в стране, и за рубежом, что именно он станет преемником «отца всех туркмен», отметившего его в ряду прочих околоправительственных референтов еще в далеком 1985 году, когда Москва назначила самого Ниязова первым секретарем ЦК Компартии Туркмении.
Но случилось то, что случалось чуть ли не со всеми дослужившимися до высоких постов туркменскими начальниками, - Сапаров внезапно впал в немилость Туркменбаши, с которым он проработал 20 лет. В начале июля 2005 года отец всех туркмен заговорил о «недопустимом поведении» Реджепа Сапарова на заседании кабинета министров, показанном по телевидению. «Ты много натворил и заслуживаешь наказания, но поскольку ты очень давно работаешь со мной, я не позволю тебя арестовать или посадить, - сказал Ниязов Реджепу Сапарову. - Верни все, что украл, и я тебя просто уволю». Сапаров полностью признал свою вину и пообещал вождю «отмыться от грехов» честным трудом и молитвами. После этого про Сапарова никто ничего не слышал, пока вдруг не выяснилось, что его все же судили. Причем совсем скоро.
«25 июля 2005 года Верховный суд Туркмении признал Р. Сапарова виновным в получении взяток, разворовывании, присвоении вверенного имущества, незаконном приобретении, хранении оружия, патронов, взрывчатых веществ и взрывного оборудования, злоупотреблении должностными полномочиями, превышении должностных полномочий и приговорил к 20 годам лишения свободы», - сообщил туркменский официоз.
В Туркмении велено было забыть про этого человека. Умер Туркменбаши, скончался его «век», пришел Бердымухамедов, началась его «эпоха», но к навсегда «закрытому» человеку это не относилось. Мы не знаем, могли ли видеться с ним родственники, разрешали ли им носить ему передачи с началом новой «эпохи». Зато мы точно знаем, что начальники этой «эпохи» ничего не сообщили о смерти некогда второго человека в своей стране. Даже маленькой строчкой в углу последней страницы какой-нибудь газеты.
Чего боятся эти начальники? Что люди вспомнят о множестве других именитых и не очень узниках, заточенных в «одиночках» новой тюрьмы, обустроенной в пустынном местечке Овадан-тепе? Или заговорят о неправедных судебных процессах, сфабрикованных на потребу ныне покойному «алмазному венцу туркменского народа» теми заплечных дел мастерами, что потом сами оказались по соседству со своими жертвами? Именно так это произошло с бывшим генпрокурором Туркмении Курбанбиби Атаджановой, отматывающей свой 20-летний срок сначала в Овадан-тепе, а теперь переведенной в женскую тюрьму в Ташаузе. А еще с начальником Службы личной охраны президента Акмуратом Реджеповым, упрятанным в тюрьму на 18 лет.
Или начальники опасаются, что, назови они вещи своими именами, кто-то в мире или в стране удивленно всплеснет руками и скажет: ай-ай-ай, а мы-то думали, что Туркмения - это сплошной райский сад, и там несправедливость и порок поделом наказываются, а в чести достоинство и благородство?
И правда, судя по тому, что рассказывают про творца нынешней туркменской «эпохи» западные дипломаты, которым «посчастливилось» общаться с ним, он считает, что не царское это дело, обсуждать мелкие частные проблемы маленьких обиженных его властью людей. Это досаждает г-ну Бердымухамедову. Он расстраивается от этого. Как случилось это, к примеру, когда госсекретарь США Хиллари Клинтон в сентябре попросила его решить проблему туркменских студентов, которых власти не выпускают учиться за границу, в Россию, Болгарию или Киргизию. Или когда канцлер Германии Ангела Меркель аккуратно завела недавно разговор при встрече с этим господином о трудностях, с которыми столкнулся германский бизнес в Туркмении, проинвестировавший здесь строительство куриной птицефабрики. Очень обиделся на этих уважаемых дам туркменский господином за то, что они осмелились заговорить с ним на такие недостойные его уровня темы.
С этим обидчивым господином продолжают здороваться за руку президент Казахстана, премьер-министр России, канцлер Германии и даже генсек ООН. Они очень щепетильны и осторожны с ним. Кто знает, чего ждать от человека, во власти которого одним распоряжением запретить болеть гриппом.
Новая газета - Казахстан