Самая смешная тема официальной пропаганды – это борьба с коррупцией. Двадцать лет власть ведет войну с этим социально-экономическим злом, но результат прямо противоположный – коррупции стало больше, она стала масштабнее.
В обществе всерьез уже никто эту борьбу не воспринимает. Сегодня это скорее некий ритуал — этакие политические заклинания, транслируемые с целью показать, что власти признают наличие проблемы и пытаются что-то сделать. Кроме горькой усмешки, эти потуги ничего не вызывают — на самом деле, нельзя же бороться с коррупцией руками коррупционеров.
Но это только одна сторона проблемы. Есть и другая — отношение самого общества к этому явлению. В казахстанском общественном мнении коррупция все больше воспринимается как неизбежное и даже необходимое зло. Все чаще можно услышать аргументацию, что в странах с восточной ментальностью населения коррупция может играть положительную роль, выступая в качестве неправовой формы регулирования социально-экономических отношений. Этакая национальная специфика, оправдывающая правовой беспредел и казнокрадство чиновников!
Если де-юре взятка еще считается пороком, то де-факто она давно уже стала атрибутом казахстанской жизни, а потому по умолчанию ею пользуются практически все казахстанцы. Без коррупции в Казахстане невозможно полноценно жить, заниматься бизнесом, сделать карьеру, получить полноценное образование и медицинское обслуживание. Взятка стала естественным инструментом взаимоотношений между людьми и чиновниками, олицетворяющими государство.
Спросите, кем мечтают стать нынешние старшеклассники! Госчиновниками. Где хотят работать выпускники вузов? В госструктурах. Почему? Потому что там больше возможностей обогатиться. Не заработать (какая зарплата у чиновников!), а именно обогатиться за счет взяток и участия в «распиле» бюджетных средств.
До «бархатной революции» в Грузии более 60% мальчишек мечтали стать ворами в законе, а 50% девчонок — женами воров в законе. Эти цифры — убийственный диагноз нравственного состояния грузинского общества того времени. Наша молодежь, мечтающая работать в госструктурах, — в принципе, то же самое. Потому что нынешний казахстанский чиновник с его воровской ментальностью — тот же вор в законе.
Нынешний негласный кодекс чиновника гласит: плох тот чиновник, который не имеет своего интереса при отправлении служебных обязанностей. Госслужба сегодня — золотое дно. Стать чиновником, чтобы воровать и быть богатым, — основной мотив, побуждающий нынешнюю молодежь стремиться на государственную службу. Думаю, что наш процент молодежи, мечтающей стать «ворами в законе», не меньше, чем в Грузии начала 2000-х. И это страшно!
У страны, где молодежь стремится строить свое преуспевание на обкрадывании государства, на мздоимстве (взятка — тоже разновидность кражи), нет будущего. Впереди такую страну ждут духовная деградация, экономический упадок и социальные потрясения. В этой ситуации нас не спасут даже высокие цены на нефть. Толку от этих миллионов нефтедолларов, которые тут же разворовываются, растекаются по карманам одержимых наживой чиновников? Уже сегодня мимо бюджета уходит не меньше трети, а из того, что поступает в бюджет, значительная часть разворовывается. И это не предел.
Но и это еще не все. Одержимый жаждой обогащения чиновник не способен грамотно руководить страной, квалифицированно управлять экономикой, решать социальные проблемы в принципе — он работает на себя. Такой человек не просто бесполезен для государства — он для него опасен. То есть коррумпированный чиновник — это уже вопрос национальной безопасности.
С коррупцией можно справиться, только проявив политическую волю, как это сделали в Грузии: выжигали каленым железом, невзирая на лица и должности. Так, как это делают в Казахстане, победить коррупцию нельзя в принципе. Все эти попытки Назарбаева справиться с коррупцией — не более чем имитация борьбы с ней. Думаю, президент прекрасно понимает, что прочность его режима строится именно на коррупции. Коррупция — то, что скрепляет здание казахстанского авторитаризма. Он создал класс коррупционеров, которые кровно заинтересованы в сохранении этой системы, а значит, и самого Назарбаева как гаранта их коррупционного преуспевания. Это его опора, его социальная база, и они, опьяненные богатством и вседозволенностью, порвут любого, кто попытается сломать эту систему. Зачем же ему пилить сук, на котором он сидит сам?
В казахстанском обществе в части отношения к обогащению сложилось мнение, отличное от традиционного, основанного на принципах законности и морали. Сегодня для общественного мнения не важно, как обогатился человек — заработал ли, украл ли. Важен результат, что человек сумел это сделать. В этом плане обогащение через коррупцию уже не воспринимается как грех, это всего лишь один из способов «делать деньги». И любой преуспевший на этом поприще воспринимается как победитель. Он сумел это! А победителей, как известно, не судят.
Сформировалась своеобразная мораль, не просто оправдывающая коррупционеров, но и героизирующая их. С точки зрения этой новой морали быть коррупционером сегодня даже модно. Ну и что, что коррупцию осуждают с высоких трибун, ну и что, что за это по закону полагается срок. Кто не рискует, тот не пьет шампанского. А не пьют шампанского только лохи. Никто не хочет быть лохом — все хотят шампанского.
Недавно невольно подслушал разговор молодых девушек, в ходе которого одна рассказывала о своем крутом бойфренде из финпола, который купил ей джип за 45 тысяч долларов. Нужно было слышать, с какой гордостью она говорила о том, что он меньше 5 тысяч (взятки) вообще не берет. А рядом стояли две подружки и откровенно завидовали — им тоже хотелось иметь такого бойфренда-коррупционера. Вот, дожили!!!
То есть воровство госсредств или взятка уже не являются чем-то аморальным. И если те, кому за тридцать, понимают, что это «не есть хорошо», оправдывая себя безвыходностью ситуации, то молодежь, воспитанная в духе пресловутого назарбаевского «обогащайся, кто может», коррупцию воспринимает как должное. Эту заразу они впитали, что называется, с молоком матери, а потому не видят в этом ничего зазорного.
Но ценностные ориентации молодежи — это показатель направления, в котором движется все общество. Завтра они займут места нынешних взрослых. Каким будет это общество? Что станет со страной, где завидуют ворам, гордятся ими, мечтают стать ворами, поклоняются им?
Я думаю, мы катимся в нравственную пропасть. Чем дольше мы будем следовать неверному политическому курсу Назарбаева, тем труднее нам будет вернуть нашу молодежь, нас самих в рамки общечеловеческих нравственных ценностей. Пора понять, что еще лет десять такой назарбаевской «стабильности» — и нравственная деградация станет реальной угрозой для нашего будущего, нашей государственности.
www.respublika-kz.info