Featured

Депутатовожатая, или Кому нужен парламент одного депутата?

 

Старшая дочь президента завораживающе, если не сказать магически действует на своих коллег по парламенту, которые практически цепенеют и теряют дар речи, когда она выходит на сцену. Не совсем комильфо, конечно, проводить параллель между почтенной гранд-дамой и известной сказкой про удавов и кроликов, но очень хочется, так как внутреннее чутье подсказывает, что мажилисмены, загипнотизированные успехами Дариги Нурсултановны, и дальше намерены "довольствоваться тем, что есть, а также вечной мечтой о выращивании в ближайшем будущем вкуснейшей Цветной Капусты"…

 



Солирует Дарига Назарбаева, или Родина-мать зовет



Доминантное положение Дариги Назарбаевой в парламенте – факт, который подтверждается и информационными цунами, бушующими вокруг ее персоны, и остротой ее депутатских запросов, и стычками с главами министерств и ведомств. Концептуально она не отходит от ранее озвученного ею принципа – "быть помощником отцу, но находиться всегда на определенной дистанции, дающей ряд преимуществ", активно возделывая поле социальных проблем, и вполне логично, что она возглавила комитет мажилиса по социально-культурному развитию. Но, с другой стороны, в образе Назарбаевой-депутата начинают просматриваться новые, прежде не свойственные ей в стилистическом плане детали.



Мы уже рассказывали, и не раз, об активности Дариги. Равно как и о том, что усердие депутата распространяется не только на нишу социальной защиты, – мажилисвумен озабочена буквально всем, что творится в стране, и готова дать ответ практически на каждый, даже неразрешимый вопрос. Причем, надо заметить, весьма и весьма грамотно, что делает цель политической реинкарнации Дариги Нурсултановны простой и объяснимой – восполнить брешь, существующую более десятка лет, и попытаться вернуть доверие населения к власти, погрязшей в коррупционных скандалах и отводящей народу роль безмолв­ного свидетеля.



И на этом фоне деятельность Дариги Назарбаевой, которая не только играет на поле системных проблем, но и умело доносит до глав министерств, ведомств и регионов боль конкретного человека, выглядит лучом света в темном царстве и явно направлена на соз­дание имиджа защитника народных и национальных интересов. Еще чуть-чуть, и депутат Назарбаева будет олицетворять собой Родину-мать, сошедшую с известного плаката времен Великой Отечественной, и звать "сыновей" своих вместе строить достойную и благополучную жизнь. Мы даже не сомневаемся, что у нее это получится. Кстати, на эту мысль наталкивает и демонстрация Даригой Нурсултановной глубокого знания тех проблем, которые она поднимает. Ни одному мажилисмену просто физически не под силу копать так глубоко, как это делает Назарбаева, и это не может не наводить на мысль о том, что на нее, возможно, работает целая группа экспертов. Впрочем, даже если и так, то кто сказал, что это плохо? Если мы и имеем дело с проектом власти, то с одним из самых грамотных и продуманных. Смеем даже предположить, что, приступая к его реализации, разработчики и не предполагали, что одним махом убьют нескольких зайцев.



Мы уже говорили о том, что дочь президента, выступая в ипостаси депутата, восполняет гигант­ский провал в работе исполнительной власти и фактически налаживает утерянную связь между властью и обществом, чего не удалось сделать даже президентской партии "Нур Отан" с ее широким представительством на местах. И скепсис, который нет-нет да звучит в адрес Дариги Нурсултановны со стороны наших коллег и тех политиков, которые до сих пор считают, что они по другую сторону баррикад, кажется нам искусственным и явно надуманным. Плюсов в реализации проекта под названием "депутат Назарбаева" неоспоримо больше, чем минусов. Фигура Дариги Нурсултановны, в отличие от подавляющего большинства других представителей элиты, никогда не вызывала в обществе ни отторжения, ни раздражения, даже несмотря на то, чьей супругой она являлась. Конечно, и об особом доверии к дочери президента говорить не приходится, но этот фактор, как показывает практика, постепенно становится атавизмом, поскольку на первый план выходят другие параметры – то, насколько сильны качественные характеристики лидера, насколько он влиятелен и способен изменять ход тех или иных общественных процессов. Понятно, что при нынешних полномочиях парламента даже депутат с такой фамилией не может иметь особого влияния. Но, с другой стороны, помнится, как летом прошлого года Дарига Нурсултановна обращалась к спикеру мажилиса с просьбой поднять вопрос о статусе парламента, расширить полномочия его депутатов – с тем чтобы законодательный орган наконец-то стал полноправным партнером правительства в системе власти. И хотя предложение так и не вылилось в конкретику, факт говорит сам за себя, и что-то подсказывает, что Дарига Нурсултановна еще вернется к этому вопросу, причем в ближайшей перспективе. Не зря же ее коллеги по парламенту Загипа Балиева и Светлана Романовская не так давно выступили с инициативой разработки законопроекта о народной законодательной инициативе и об общественном контроле, который позволит представителям общественности, а также народным избранникам "принимать непо­средственное участие в любых сферах и госпро­граммах".



Очевидно и другое – то, что депутат Назарбаева способна не только завоевать доверие общества, но и настроить государственных менеджеров на нужную власти волну. Причем она это уже делает, заставляя краснеть министров и глав ведомств, демонстрирующих на ее фоне некомпетентность и поверхностность. Да, пока дело ограничивается багровым румянцем на щеках чиновников, но следует напомнить, что в парламенте Дарига Нурсултановна заседает всего лишь чуть больше года (предыдущий опыт ее работы в мажилисе вряд ли стоит брать в учет). А значит, до конца срока она вполне может войти в силу, и тогда уже нерадивым чиновникам мало не покажется, даже если не произойдет усиления роли депутатского корпуса.



В то же время нельзя не сказать и о минусах, к которым приводит такое особое положение Дариги Нурсултановны в парламенте. И главный из них заключается в том, что мажилис становится, а точнее уже практически стал ареной одного депутата – Назарбаевой.



"Пугливые зайчики" или "собачки тявкающие"?



Назвав не так давно себя и своих коллег "собачками тявкающими", мажилисвумен Светлана Романовская явно по­льстила депутатскому корпусу. Даже такую нелестную оценку, как показывает практика, надо заслужить, а уж о том, чтобы перерасти в "волкодавов", пока что вообще не может идти и речи.



Да, когда-то мажилис был "буйной палатой" в самом хорошем смысле этого слова, так как его обитатели и за словом в карман не лезли, и не стеснялись, а уж тем более не боялись ставить неудобные вопросы перед руководством страны. Однако продолжалось это "всеобщее помешательство", как мы пом­ним, совсем недолго, сменившись эрой "77 пугливых зайчиков", когда парламент фактически превратился в тихий омут, в котором черт знает что водилось – ни рыба, ни мясо. А изменилось ли что-то с приходом в парламент еще двух партий, кроме "Нур Отана"? Может быть, кто-то и заметил разницу, но нам мажилис в целом кажется таким же бесхребетным, как и прежде.



Например, прежний состав нижней палаты больше заморачивался такими проблемами, как состояние лифтового хозяйства и т.п., вполне решаемыми на местном уровне и явно не соответствующими уровню парламента. Нынешний созыв в этом смысле мало чем отличается от предыдущего: депутаты больше обеспокоены тем, как сделать рыбалку для пенсионеров и ветеранов бесплатной, или введением в школах занятий по сексологии. Конечно, дело нужное, особенно что касается рыбалки. С сексологией вопрос спорный. Школяры уже давно способны сами просветить на эту тему депутатов – авторов инициативы.



Впрочем, это так, небольшое отступление. На самом же деле веселиться не от чего, так как даже те депутаты, голос которых выделялся из безликой толпы, вдруг разом осунулись и замолчали, а если и остаются "действующими чемпионами", то бьют не сильно, а понарошку. Взять, например, Нуртая Сабильянова, который раньше достаточно жестко высказывался по всем вопросам, так или иначе затрагивающим национальные интересы страны. А сегодня депутата волнуют более "мелкие проблемы", в частности касающиеся рыбаков озера Зайсан или выплаты алиментов. Мажилисмен даже предложил законодательно закрепить норму, запрещающую регистрировать в качестве юридических лиц папаш, уклоняющихся от содержания детей. То же самое можно сказать про Серика Оспанова. В прошлом созыве он без лишней шумихи справлялся со своей депутатской работой на твердую пятерку и проявлял себя как реальный борец за народные интересы. Помнится, как он потребовал от генпрокурора принять меры к тем, кто посмел выселить несколько семей из своих домов в разгар зимы в Актау. В его активе – озвучивание с высокой трибуны проблем Мангистау, пред­ложение о введении регионального прожиточного минимума и так далее. А вот в нынешнем политическом сезоне депутат запомнился только озабоченностью по поводу состояния в стране каратэ-до – видимо, это самая насущная проблема для большинства казахстанцев. Даже такие опытные бойцы политического фронта, как Владислав Косарев и Азат Перуашев, мало чем выделяются на общем фоне. Впрочем, чему мы удивляемся, ведь депутат Майра Айсина ясно дала понять всем нам, что народ от мажилиса ожидать ничего не вправе: не тот это орган, который помогает государству двигаться в нужном направлении. "Мы не панацея от проблем", – заявила она.



Действительно, разве такой беззубый парламент может стать панацеей, когда в нем слышны лишь два голоса – дочери президента да вечного бунтаря Мухтара Тиникеева, который, конечно же, конкуренции Дариге Нурсултановне составить не может, хоть и старается.



Разумеется, особым плюрализмом и состязательностью мнений мажилис давно не страдал, но то, что происходит сегодня, ставит под большой и жирный вопрос необходимость присутствия в законодательном органе всех остальных, кроме Дариги Назарбаевой, 106 депутатов, которые, если вспомнить упомянутую выше сказку, пользуются старым, но единственным методом борьбы с удавами: размножаться с опережением. Между тем на их содержание государство тратит огромные средства. В среднем оклад каждого депутата мажилиса составляет 500 тысяч тенге, сюда же приплюсуем командировочные, стоимость телефонных разговоров, средства, потраченные на обучение мажилисменов языкам, на санаторно-курортное, лечебно-оздоровительное обслуживание и прочая. А еще у каждого депутата есть своя "свита" из помощников и секретарей, труд которых также щедро оплачивается государством – в пределах 130-180 тысяч тенге в месяц. Позволим себе в этой связи небольшую цитату: "На содержание парламента РК в этом году в бюджете заложено 10 миллиардов тенге. И с далеко идущей целью: чтобы впоследствии за экономию средств получать премии. В 2011 году "сэкономили" 1,4 миллиарда, за полгода 2012-го – около 140 миллионов. Нет, не в казну отправили сэкономленные средства. Пошли они на премирование. Причем не в размере 30 процентов от годового фонда оплаты труда, а в куда больших объемах… некоторые сотрудники получили от 15 до 23-х должностных окладов. Средства идут, помимо штатных, еще и на внештатных сотрудников: за два с половиной года эта сумма составила около 50 миллионов тенге. Отдельная история – служебные машины. Для обслуживания парламентариев и работников аппарата приобретено 227 легковых автомобилей. Однако постоянно используются только 160. И тем не менее в этом году запланирована покупка еще 28 автомобилей. Причем непременно представитель­ского класса, непременно класса Е, с внутренней отделкой под дерево и прочими прибамбасами. Обойдется это приобретение в 200 миллионов тенге. Содержание служебного жилья депутатов – обязанность РГКП "Дирекция по эксплуатации служебного жилья ХОЗУ". Проверяющие из Счетного комитета, правда, не поняли, причем здесь почти 14 миллионов на спортивно-оздоровительные мероприятия для депутатов и около 5 миллионов на аренду футбольного поля. Недешево обходится налогоплательщикам и содержание двух электромеханических шлагбаумов в депутат­ском комплексе "Нурсая" – на оплату труда работников, которые регулируют депутатские въезд-выезд-парковку, затрачено 8,2 миллиона тенге".



Вот и возникает вопрос: а на фига козе баян, если в парламенте один реальный депутат? Если для создания массовки, то не слишком ли это дорогое удовольствие, оплачиваемое из наших с вами карманов?



Алмагуль ОЛЖАС



15.02.2013

 

Источник - camonitor.com

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details