"Нашей власти надо задуматься, потому что то, что было во время Декабрьских событий - отношение власти к своему народу, государству, - оно на той ступени и осталось... Пока действующая власть во главе с президентом Нурсултаном Назарбаевым не уйдет, тайны Декабрьских событий не будут раскрыты до конца."
Мирному выступлению казахской молодежи в декабре 1986 года исполняется 23 года. В связи с этим радио Азаттык провело круглый стол на тему «Декабрьским событиям 1986-го - 23 года: О чем умалчивается? И почему?».
На круглый стол приглашены: Нинель Фокина – председатель Алматинского Хельсинкского комитета; Тохтар Рахметова – вдова репрессированного после Декабрьских событий диссидента Аркена Уака; Серик Абдрахманов – первый секретарь ЦК комсомола Казахстана в декабре 1986 года, ныне заместитель председателя пропрезидентской партии «Адилет»; Арат Нарманбетов - бывший полковник КГБ/КНБ Казахстана, ныне в отставке.
Круглый стол ведет Султан-Хан Аккулыулы сотрудник Казахской службы Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» – радио Азаттык.
КТО – ЖЕРТВЫ, А КТО – ПАЛАЧИ?
Ведущий:
- Первый вопрос по теме. После потрясших Советский Союз Декабрьских событий 1986 года прошло 23 года. О чем умалчивается? Вопрос «почему?» мы с вами обсудим в продолжении темы.
Итак, о чем умалчивается? Начните вы, господин Нарманбетов! Есть слова Владимира Путина о том, что «бывших чекистов не бывает». Относится ли эта фраза к вам, господин полковник? Это не вопрос, а просто реплика. Вам слово.
Арат Нарманбетов:
- Знаете, я и считаюсь бывшим чекистом. Не все, наверное, чекисты были плохие. Я работал, да, служил в этих органах. Никогда не скрывал этого.
Ведущий:
- Продолжайте, господин Нарманбетов, пожалуйста.
Арат Нарманбетов:
- Вы наверное, слышали - десятитомник, посвященный Декабрьским событиям, был издан партией ОСДП «Азат». Раньше «Азат» был «Настоящий Ак жол». Насколько я знаю, по инициативе этой партии был издан десятитомник, где многие архивные материалы были опубликованы.
Я считаю: чтобы поставить все точки в этом деле, конечно, по истечении какого-то времени все это будет доследоваться. О новых фактах, наверное, люди будут узнавать. Хотелось, чтобы побольше освещали роль наших нынешних руководителей и в прошлом - кто был руководителем в этих событиях. А руководители - как раз это в наименьшей мере раскрыто. Какова их роль была, на чьей стороне они были, кого поддерживали? Такой мой ответ.
Ведущий:
- Спасибо, господин полковник! Госпожа Рахметова, хотите что-нибудь добавить?
Тохтар Рахметова:
- Умалчивается количество жертв. Мы до сих пор не можем узнать, сколько человек погибло. Это во-первых. Умалчиваются участники, которые подавляли из центрального аппарата из Москвы и из нашего бывшего центрального аппарата Казахстана.
Ведущий:
- Спасибо, госпожа Рахметова! Господин Абдрахманов, вам слово.
Серик Абдрахманов:
- Я приветствую всех, кто находится сейчас на связи! И хочу сказать свою точку зрения по истечении 23 лет после тех событий. Я как раз был в пекле этих событий. В основном картина, которая происходила тогда, нам сегодня известна. Наверное, какие-то детали ещё история, время будут уточнять, делать картину полнее.
Но почему власть молчит? Мне кажется, только потому, что те люди, которые тогда находились во власти, в абсолютном своем большинстве повели себя не так. Многие вдруг начали становиться ярыми интернационалистами, спасать свою шкуру, если на то пошло и прямо сказать.
Они поторопились с оценками, оплевали собственный народ. Прошло время, им стыдно в этом признаваться. Сегодня в Казахстане более актуально быть националистом. Многие промолчавшие сегодня втихаря слились нынче с националистами. Поэтому такой фактор присутствует.
Вывод сложно сделать. Я думаю, самый главный вывод: почему власть оказалась недееспособной на площади, почему народ не поверил власти? Почему терпеливый народ, казахский народ, другие вышли вдруг на площадь? Над этим надо задуматься.
Власть тогда оторвалась от народа, власть потеряла ориентиры, власть перестала управлять народом. Здесь, как мне кажется, кроются причины нынешнего молчания, нежелание власти говорить о тех событиях. Потому что многие тогда потеряли свое лицо. Те, кто тогда капитанами, майорами наводили порядок, спасая свою шкуру, сегодня сидят высоко. Им нет необходимости уточнять правду, говорить о себе.
Ведущий:
- Госпожа Фокина, что вы можете сказать по сути вопроса?
Нинель Фокина:
- Я во многом согласна с Сериком Абдрахмановым. И даже можно сказать, не во многом, а почти во всем. Вы спросили, что умалчивается. Я полагаю, что умалчивается всё. Умалчивается сама суть того, что тогда происходило.
И дело даже не в том, что какие-то майоры и полковники, участвовавшие в то время, оказались не на высоте положения. Мы сейчас видим такую же картину, когда многие люди, повыше майоров и полковников, с большой готовностью выполняют незаконные указания вышестоящих людей.
Дело в том, что многие высокопоставленные лица сегодня здравствуют. Скажем так, здравствуют судьи Верховного суда, которые выносили неправосудные приговоры в отношении того же Аркена Батталовича Уака. Живут и здравствуют.
Здравствуют прокуроры, здравствуют работники министерства юстиции, здравствуют работники райкомов партии, которые сегодня работают в акиматах. Я тоже не хочу называть их фамилии: они знают, кто они такие.
Дело в том, что тогда эти события высветили, на мой взгляд, болевые точки системы Советского Союза, советской власти. Но ведь те же самые люди, которые привели Советский Союз к печальному концу, многие из них сегодня также находятся у власти.
Поэтому им совершенно неинтересно и не нужно будировать эти вещи, совершенно не нужно. Потому что напрашиваются параллели, а параллели будут говорить не в их пользу.