В последнее время в казахстанских СМИ резко актуализировалась тема терроризма. С одной стороны, этому посодействовало заявление движения «Талибан», предостерегшего казахстанские власти от отправки своих военнослужащих в Афганистан. С другой – было подогрето двумя взрывами, прозвучавшими в Актобе и Астане, которые большинство местных наблюдателей сочли терактами.
Общее ощущение: подавляющее большинство писавших о майских взрывах в Казахстане очень хотят видеть в этом теракты. Этот вывод притягивается буквально за уши. При этом логики никакой!
А где тут террор?
Глубокой ночью на пустой улице (видимо, специально, чтобы никто из посторонних не пострадал) люди подорвали сами себя — где здесь террор? Это скорее тянет на садомазохизм, но террором это даже при большом желании назвать сложно. По факту — умышленное или не умышленное самоубийство. Иного просто в голову не может прийти. То, что все это случилось возле забора КНБ, абсолютно ни о чем не говорит. И только при очень развитом воображении и буйной фантазии можно представить это как террористический акт против деятельности этой организации. Правда, для этого придется забыть, что такие демонстрационные акты делаются исключительно публично и днем.
Ясно, что погибшие не просто так встретились в три часа ночи в автомобиле. Не исключено, что поводом для встречи и было то самое взрывчатое вещество, которое почему-то сдетонировало. Для кого и чего предназначалось оно, неизвестно — либо рыбу глушить, либо для производства действительно террористических бомб, но то, что это была не бомба, известно доподлинно, и взрыв явно произошел помимо их воли.
Не исключен вариант, что машину заминировали, чтобы «убрать» того, кто в нее сядет, — это уже вариант криминальных разборок. То есть предположений может быть много, но очевидно, что данный взрыв терактом не может быть ни по форме, ни по сути.
Другой случай, происшедший несколькими днями раньше, — взрыв на входе в департамент КНБ в Актобе. Конечно, чисто формально это можно назвать террористическим актом — был взрыв, погиб человек. Но слишком уж несолидно все это выглядит — и сам заряд взрывчатки, которого только и хватило, чтобы подорваться самому «террористу», и место взрыва (досталось только охраннику), и биография «террориста», абсолютно не позволяющая говорить о том, что эту акцию можно рассматривать как проявление целенаправленного террора. В лучшем случае все это тянет на месть, когда доведенный до отчаяния человек решил отомстить своим обидчикам из спецслужбы таким страшным способом — убить себя.
И даже если в планах самоубийцы было захватить с собой парочку своих непосредственных обидчиков, это все равно не тот терроризм, о котором мы привыкли говорить и который творится во имя торжества идеологических принципов и имеет своей целью дестабилизировать ситуацию в стране.
Вперед забегать не нужно
Характер обоих взрывов — исключительно локальный и частный. Это принципиально, потому что именно наличие идеологической составляющей в терактах позволяет рассматривать их в контексте угроз международного терроризма. В противном случае мы будем вынуждены относить к терроризму любой взрыв газового баллона, любую сожженную машину, любой случай насилия. Вот это многие аналитики упорно не хотят понимать, пытаясь рассматривать эти взрывы как проявление терроризма в Казахстане.
Те, кто торопится объявить о начале террористической эпохи в стране, слишком торопятся, забегая вперед. Они пугают казахстанцев тем, чего в стране нет. А что такое информационное запугивание? Это тот же террор, только без крови и жертв. Читая террористические страшилки некоторых аналитиков, возникает ощущение, что в основе их выводов о начале террора в Казахстане лежит элементарное предвосхищение событий. Причем зачастую это происходит на уровне подсознания.
Природа такого предвосхищения понятна. Теракты происходят везде — в России, Испании, Индии, Турции, даже в Узбекистане и Таджикистане. Все со страхом ждут, что они вот-вот появятся и в Казахстане. Тема давно назрела, а фактажа для нее все нет и нет. И тут гремят взрывы, назревшее ожидание выплескивается наружу — дождались, вот он, наш казахстанский терроризм! Это страшно, это пугает всех, а значит, будет востребовано общественным сознанием. Есть мощный информационный повод.
Тут уже не до фактов и логики — тут, как говорится, куй железо, пока горячо! И кое-кто по недомыслию или сознательно усердно кует. Завтра, когда станет ясно, что к терроризму, которого все боятся, эти взрывы не имеют никакого отношения, страсти улягутся, страшилки забудутся, но, как и прежде, останется тема террористических угроз, которую при первой же возможности будут по полной эксплуатировать охочие до «горяченького» мастера местной аналитики.
У страха глаза велики
Конечно, можно сказать, что повышенное внимание к теме терроризма — это проявление бдительности со стороны СМИ, общественности: мол, лучше перебдеть, чем недобдеть. Однако от того, что мы будем пугать общество угрозой терроризма и пинать правоохранительные органы, угроз меньше не станет. Даже США и Европа, куда более напуганные террористами и имеющие куда более действенные механизмы противодействия террору, не исключили указанные риски. И это притом, что географически они находятся в более выгодном положении.
Мы же не имеем ничего: ни хорошо подготовленной и некоррумпированной полиции, ни океана, отделяющего нас от баз террористов, ни дисциплинированного общества. Мы в части террористических актов абсолютно беззащитны, и это должно быть основным при оценке ситуации. Взрывов, в которых бы гибли десятки и сотни ни в чем не повинных людей, у нас нет не потому, что хорошо работают КНБ, полиция, пограничники. Не потому, что общество сверхбдительно относится к своей безопасности, а наши границы на замке. Мы живем спокойно только потому, что не представляем интереса для тех, кто может нам устроить «веселую» жизнь. Вот главный критерий нашей безопасности. И отправка казахстанских военных в Афганистан — это попытка изменить ситуацию к худшему.
В этой ситуации кричать о терактах там, где их не было, — создавать проблему на пустом месте или, что называется, дразнить гусей. На этот счет есть очень хорошая пословица: «Не буди лихо, пока оно тихо».
Источник: Газета "Голос Республики" №19 (195) от 27 мая 2011 года